Ручной труд в развитии ребенка

Развитие ручного трударазвитие ручного труда

Для детей начинается примерно с 4-5 летнего возраста, когда их привлекают к помощи взрослым по уборке овощей (дети подносят взрослым морковь, свеклу, собирают в кучу непригодные листья и прочее). Дают малышам поручения типа: помочь бабушке в сборе семян бобов, гороха, фасоли и т.п., привлекают к сбору камушков с участка, уборке старых засохших листьев, цветов с клумбы и др. растений.

Детей 6-7-летнего возраста уже привлекают к участию в изготовлении игрушек-самоделок из бумаги и картона, природного и бросового материала. Учат работать с ножницами, клеем, кистью и т.д.

Ручной труд: цели и задачи

  1. Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь взрослым в любых видах работы, аккуратность в работе, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  2. Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные заготовки.
  3. Формировать умение самостоятельно работать и развивать стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности и работать в коллективе.

Обучение детей ручному труду

Происходит в течение всей жизни семьи. Но будет лучше, если вы поставите перед малышом конкретную цель. Например, просите его помочь бабушке собрать семена фасоли, скажите малышу: «Фасоль необходимо собирать чистую, без листиков. Она нам годится для приготовления супа».

С более старшими детьми практикуется работа по изготовлению различных поделок.

Значение ручного труда

Переоценить невозможно, именно он развивает конструктивные возможности детей, стремление выполнить работу как можно лучше, формирует интерес к работе, полезные практические навыки и ориентировки и т.п.

Дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя разные инструменты. Малыши научатся способам соединения частей, деталей предмета при помощи клея, путем складывания, сгибания и т.д.

детские поделки из бумаги и картонаБумажные поделки своими руками

Воспитатель Завьялова В.А славилась в коллективе педагогов детского сада, как мастер трудового воспитания детей. Особенно нравилось ей изготавливать с детьми поделок из бумаги и картона. Своим мастерством она охотно делилась с родителями воспитанников. Считаю, что её опыт работы могут применять все семьи, имеющие детей от 5 до 9-10 лет.

Для этого вам потребуется: коробки разного размера, цветная бумага, картон, обрезки проволоки, клей разного вида, кисточки, краски, спичечные коробки и т.п. Место и способ хранения такого материала выбирайте сами.

Маленькие поделки

Если вы никогда не занимались изготовлением поделок из бумаги, начните с самого простого: сделайте с вашим малышом «волчок» — на небольшой кружок из картона (конечно, красиво раскрашенный) прикрепите по центру палочку длиной приблизительно 4 сантиметра так, чтобы она прошла через картон. По себе знаю, что дети с удовольствием играют с самоделкой, развлекают младших, заставляя крутиться сделанный ими волчок на столе либо на полу.

Из спичечных коробков путем склеивания и использования бумаги и картона можно сделать мебель для маленькой куклы, автомобиль, поезд и т.п. Из картонных коробок изготовьте мост, гараж и обыграйте постройки с помощью мелких игрушек.

Поделки-игрушки своими руками

Много игрушек можно сделать путем сгибания и надрезывания листа бумаги. С детьми 5-6 лет можно смастерить вертушки, самолетики, кораблики, лодочки, разноцветные коврики. Сделать все это ничего не стоит, зато, сколько радости и удовольствия доставите своим малышам при пускании в плавание изготовленного ими корабля, запускать самолет, постелить куколке коврик и т. п.

С интересом вырезают ребята фигурки животных, людей, силуэты деревьев. Использовать все вырезанные силуэты и фигурки можно при пересказывании сказок, при рассказывании новых сказок. Здесь у вас уже получается интересная и увлекательное обыгрывание произведения, зарождается игра — драматизация.

Поделки в домашних условиях

Доступно в домашних условиях с детьми от 6 до 9 лет изготовление макетов по русским народным сказкам: «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т.д. При изготовлении макетов необходимо соблюдение пропорций ( чтобы Медведь не был выше дома, дерева и т.п.) Чтоб раскрасить красиво фигуры животных необходимо хорошо знать сказку и проявить свое видение персонажа. Изготовление макетов дает возможность развивать навыки планирования работы, предусматривать условия работы, подчиняться правилам её.

Детские поделки фотоПоделки

Дети 6-7 лет могут изготовить геометрическое лото. Для этого взрослые должны им заготовить трафареты геометрических фигур. Эти трафареты дети самостоятельно обводят на картон, вырезают и раскрашивают. Коробки под фигурки можно то же изготовить самим. А зимними вечерами или в другие часы досуга вполне это лото применимо для игры с другими детьми и взрослыми.

Поделки своими руками

Можно изготовить для игр: «парикмахерская», «магазин». Можно так же по трафаретам из картона вырезать овощи, фрукты, посуду, обувь, игрушки (мишки, зайки и т.п.),раскрашивать и использовать в игре. Можно изготовить объемные фигуры: овощи и фрукты, посуду из папье-маше, игрушки — шить или использовать предметы-заменители.

Речь об изготовлении игрушек-самоделок не говорит о том, что вы не имеете возможности их купить. Важность описанной работы в том, что у родителей и детей есть момент общения, появляются все новые и новые темы для совместных работ и бесед. И желательно, чтоб таких совместных тем было как можно больше в семье.

простые поделки своими руками Один инженер рассказывал, как после подобных работ, родители оставляли его одного и предлагали обыграть поделки. Когда он приступал к игре, оказывалось, что чего-нибудь не хватает: сначала по мелочи, затем не хватало более значимого предмета. Таким образом, он научился готовиться к игре, т.е. перед началом игры проверит, все ли есть, на месте, и только потом приступит к действиям. Он совершенно правильно считает, что выбранный родителями способ, побуждал его к действию, и именно это помогло и помогает ему до сих пор в работе.

Следует учесть, что с совместно изготовленными игрушками, дети играют с большим удовольствием, относятся к ним очень бережливо. Конечно же, и воспитание привычки к труду имеет немаловажное значение. Сегодня в век компьютерных технологий у детей все меньше и меньше возможности трудиться. Просто необходимо понимать и помнить, что жизнь — это постоянный труд. А чтобы уметь трудиться — надо научиться работать руками и головой. Общайтесь с детьми, работайте, играйте, они это оценят.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ