Сельскохозяйственный труд для дошкольников

Хочу вести речь о сельских дошкольных учреждениях, педагогические коллективы которых систематически работали над проблемой  привития детям интереса к людям, занятых трудом в сельском хозяйстве, а так же передаче от поколения к поколению уважительного отношения к труду в родном селе.труд на родной земле

Любить труд на родной земле

Первоначальные основы интереса к труду на селе, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей значительно раньше, чем мы думаем. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родное село. Коллективы дошкольных учреждений, которых я знаю, в своей работе с детьми использовали разные средства и методы:

  1. Наблюдение за трудом взрослых на их рабочих местах. Проводились экскурсии и целевые прогулки на колхозные огороды, поля, где работали трактора и комбайны, сады, в которых колхозники и рабочие совхоза выращивали ягоду, плодовые деревья и кустарники. Посещались так же пасеки (где они, конечно, были), малыши имели возможность наблюдать за полетом пчёл. Пример, воспитатель  М. обратилась к пасечнику, чтобы он разрешил ей привести детей и рассказал, показал рамки, на которых работают пчёлы. Пасечник растерялся и спросил: «Что же они поймут, и как я им всё расскажу?», но, тем не менее, согласился. Когда дети приехали, он дал им возможность посмотреть полёты пчёл около улья, рассказал очень коротко, с  каких  трав пчёлы предпочитают брать  нектар, с удовольствием отвечал на вопросы малышей. В конце показал детям рамки, куда пчёлы закладывают мёд, и угостил всех сотовым мёдом. Экскурсией все остались довольны. В том числе и пасечник, который не ожидал  от детей — дошколят искреннего интереса и понимания.
  2. Беседы на основе полученных впечатлений от наблюдений за трудом взрослых, результатов экскурсий, прочитанных произведений.
  3. Просмотры фильмов, связанных с трудом взрослых на селе, рассматриваний картин, чтение художественной литературы и прочее.сельскохозяйственный труд значение
  4. Дидактические игры на сельскохозяйственную тематику типа: «На ферме. Угадай по голосу?», «Что из чего приготовлено?», «Транспорт», «Из чего варенье?», «Кто чем питается?» и т.п.
  5. Привлечение детей к помощи взрослым и участию в посильном труде на участке детского сада, в уголке природы, дома с родителями.
  6. Опора на положительный пример школьников, работающих на пришкольном участке, сверстников, помогающих взрослым дома и т.д.
  7. Использование различных наблюдений, экскурсий. Связанных с активной деятельностью детей, как основу содержания занятий с детьми, как составления различных видов рассказов, бесед, по развитию элементарных математических представления, изобразительной деятельности.
  8. Привлечение детей к участию в праздниках и значимых событиях села. В основном детей привлекали в качестве артистов в праздничных представлениях по случаю окончания уборочной страды, юбилейных вечеров и других знаменательных дат.

Сельскохозяйственный труд людей

Более углублённую работу в селе следует проводить по знакомству детей с трудом хлебороба. Где бы ни жил ребёнок, он должен знать, как растет хлеб, сколько сил вкладывают люди, чтобы хлеб пришёл на стол. Уважение к хлебу, бережное к нему отношение издревле считается одним из критериев нравственности.

В качестве примера хочу познакомить вас, как воспитатели детского сада «Росинка» знакомили дошкольников с трудом хлебороба и, какая  работа проводилась  с родителями детей по воспитанию бережного отношения к хлебу и уважение к труду людей на селе, кто занимается выращиванием его.  С детьми работа начиналась зимой. Их водили на экскурсию в поле, где наблюдалась работа по снегозадержанию, обращалось внимание на лесополосы и их роль в снегозадержании. Позднее с детьми уточняли вопрос: для чего необходимо задержать снег на полях. Следующий этап наблюдений за трудом взрослых – пахота полей. Параллельно вскапывали грядки на огороде детского сада и планировали, где посадят семена пшеницы, овса. Всё лето дети посещали поле и наблюдали за ростом пшеницы, а осенью – за уборкой урожая. Таким образом, ребята познакомились с трудом хлебороба и узнали много профессий, которые заняты выращиванием хлеба – тракторист, комбайнер, агроном и т.д.  Далее шло знакомство с профессиями мельника, пекаря.

Труд детей на селе

Сельскохозяйственный труд для дошкольников: педагоги детского сада проводили с детьми  работу  по сравнению семян пшеницы, овса, ржи, ячменя. Кроме того, эти культуры высаживались на грядках в огороде детского сада и за всходами велись наблюдения и опыты. Например: сеяли редиску на две грядки – одну поливали, другую – нет. За грядками велись наблюдения, а после сбора урожая был сделан вывод: урожай оказался лучше по качеству (редиска более сочная и крупнее) и количеству на грядке, которую поливали. Кроме того, проводились экскурсии на сенокосные луга, где ребят знакомили с цветами и травами. Тут же с ними проводились игры типа: «Найди цветок», «Угадай по описанию», «Расскажи про цветок»  и сбор лекарственных трав. Много было прочитано  художественных произведений по теме о хлебе. Например: Белорусская сказка «Лёгкий хлеб», Александрова  «Дождик», Митяев «Мешок овсянки», Пришвина  «Лисичкин  хлеб», Лебедева «Зернышко пшеницы», Глинского  «Прости меня, хлеб..» и многие другие рассказы, стихи, сказки.

Родителям так же предлагалось привлекать детей дома к сельскохозяйственному труду, сбору ягод, грибов, читать  рассказы и сказки, а так же разучивать стихи.  Прочитанные и заученные произведения дети читали наизусть или пересказывали  ребятам в группе детского сада. По некоторым произведениям проводились совместные беседы – дети, родители, педагог. Привлекали родителей к сбору пословиц и поговорок  о труде хлебороба и о хлебе. Интересно проходила работа по сбору примет о хлебе и обсуждение этих примет на совместных беседах.

Сельскохозяйственный труд для дошкольников интересен и полезен тем, что у них расширяется кругозор, и дети  углубляют свои представления об окружающей их жизни.

Когда же они сами становятся участниками  этого труда, то они понимают всю его сложность, особенность каждого вида труда в отдельности и чувствуют свою причастность к общему делу, будь то дома, в детском саду или в поле. Предусматривался так же труд на селе зимой для детей старшего дошкольного возраста: привлекали к уборке снега на участке, участие в изготовлении построек из снега, наблюдения за птицами, их кормление и изготовление кормушек вместе с родителями, работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями, их подкормка и т.д.труд людей на селе

Однако, знакомя детей с трудом тружеников полей, поняли, что  забыли рассказать о самом труженике. Выяснилось это при подготовке к празднику на тему «Как хлеб на стол пришел?»  Оказалось —  дети поняли, что хлеб выращивают люди, но отношения к человеку-труженику они не смогли выразить, так как конкретно людей они не знали и никаких чувств к людям, выращивающим хлеб, изготовителям готового хлеба у них не возникло. Только после знакомства с конкретными людьми, посмотрев в работе пасечника, комбайнера, тракториста, пекаря, рабочих, занимающихся сушкой зерна, помолом муки и т.п., ребята осознали значение  человека в выращивании зерна и производстве хлеба. То же самое происходило и с другими профессиями.

Со старшими дошкольниками  проводились встречи с людьми разных профессий, рассматривание картин, беседы, творческие занятия по изобразительной деятельности,  где они смогли  выразить свои впечатления от полученных знаний, свое видение труда хлеборобов. А сюжетная игра  «Хлебный магазин»  позволила им  воплотить свои знания на практике, так как  малышам пришлось изготавливать атрибуты для игры не только в группе, но и дома с родителями.  Драматизация  сказок «Колобок» и «Маша и медведь», разучивание хоровода «Каравай», участие ребят в празднике, посвященном окончанию уборочной поры в колхозе,  стали завершающим этапом в работе с детьми по знакомству с трудом хлебороба.

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Используя эту возможность, родители могут оказать существенное влияние на нравственное развитие своего малыша. Поэтому, важно дать пример для подражания. Это должны быть конкретные люди, и в первую очередь сами родители и другие родственники. А так же соседи, работники детского сада.  Обязательно при знакомстве с людьми труда следует подчеркнуть у них  нравственные черты, как доброту, готовность помочь, отзывчивость, жизнерадостность, ответственность человека за дело, которым он занят. Поддержав или вызвав интерес ребёнка к человеку, мы создаём хорошую основу для формирования интереса к  его деятельности, его труду.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ