Сказка в жизни детей

В статье «Устное народное творчество в воспитании детей» говорилось о роли пословиц, загадок, потешек в умственном и речевом развитии детей. Устное народное творчество славится своей воспитательной функцией.

роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста

Особое место в устном народном творчестве занимают сказки, которые к концу второго года жизни начинают рассказывать малышам. Роль сказки в развитии ребёнка огромна — ведь легко и интересно искать малышу в персонажах сказок проявление их мыслей и поступков. Ну кто, скажите, лучше Колобка объяснит маленькому человечку, что нельзя уходить из дома без разрешения? А понятиям дружно работать и жить в доме ненавязчиво научат персонажи сказок «Репка» и «Теремок». Сказка в развитии детей дошкольного возраста — доступный элемент общения с окружающим миром, причём миром легко понимаемым.

В настоящее время родители всё чаще жалуются на отсутствие времени для чтения сказок. В данном случае ответ прост: во-первых, хотим мы этого или нет, время следует находить, коли обзавелись детьми.

Во вторых,  детям до трёх лет сказки лучше рассказывать. А рассказывать можно и во время какой-либо работы. Например, Таня рассказывала сказки Маринке во время готовки ужина, когда у неё было свободное время от ночных дежурств. У них сложилась такая традиция, и девочка ждала этих вечеров. А в мамины выходные они рассматривали книги с уже знакомым содержанием сказок. К четырём годам девочка знала почти все сказки, доступные пониманию, а так же могла легко описать иллюстрации с изображением зверей, включая в свой маленький рассказ сюжет из знакомой сказки.

В-третьих, детям старшего дошкольного возраста нужно давать слушать сказки в записях мастеров слова. Я помню, в детстве мы любили слушать сказки «Аленький цветочек», «Кот в сапогах», «Цветик семицветик» и многие другие, которые были записаны на пластинках фирмы «Мелодия». Слушание сказок в записи способствуют так же развитию слухового восприятия, внимания, восприятия правильной грамматической речи, одновременно умению слушать и соотносить характер музыки соответственно действиям персонажей.

значение сказки в жизни ребенка

Роль сказки в развитии речи детей

Так же огромна роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста, слушая сказку, ребёнок с детства привыкает к красивой речи, неповторимому звучанию родного языка. Ведь сказочные герои используют в своих диалогах слова,  которые давно вышли из употребления. Объясняя значения непонятных для детей слов, старайтесь, чтобы при рассказывании сказок малыши употребляли данные слова. Ещё можно проводить упражнения типа:

  • Напиши письмо герою сказки. Навыков письма у детей, естественно, нет, но пусть письмом послужат картинки, а детям ставится условие — использовать слова, которые есть в тексте сказки.
  • Угадай сказку по песенке героя. («Маша и медведь», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и многие другие)
  • Рассказать знакомую сказку поочереди. (Начинает мама, продолжает ребёнок, заканчивает любой другой член семьи)

роль сказки в речевом развитии детей

  • Детям шести лет можно дать задание придумать новое название уже хорошо знакомой сказки, но так, чтобы оно соответствовало содержанию сказки.
  • Рисовать иллюстрации к сказкам. Мама Веры сама рисовала и старалась, чтобы девочка то же умела рисовать. У них почти ко всем сказкам были сделаны иллюстрации. Причём для каждой сказки имелся отдельный небольшой альбом. Вера сумела сохранить эти альбомы и часто показывала их своим детям и племянникам. А те в свою очередь делали свои иллюстрации.
  • Воспитатель старшей группы Н.И. Часто давала дошкольникам задание — придумать загадки к сказкам. Тоже увлекательное упражнение, которое можно использовать в семье.
  • Составить словесный портрет героя сказки по картинке, памяти.
  • Дидактическая игра «Хорошо — плохо». Взрослый описывает поступок героя сказки, дети оценивают, мотивируют свою оценку словесно. В конце игры подвести итог, у каких героев хороших поступков больше. Чтобы посчитать поступки, можно на каждый описанный поступок откладывать разноцветные фишки.

роль сказок в развитии детей дошкольного возраста

Проводя подобные упражнения и выполняя различные задания, вы способствуете развитию у своих детей мышления, памяти, воспитываете такие нравственные качества личности, как чувства доброты, желание помочь, ответственности и прочее, устанавливается эмоциональное отношение между взрослыми и детьми в семье, происходит знакомство ребёнка с окружающим миром. Кроме того, активизируются  развития разных сторон речи детей:

  1. Идет развитие и обогащения словарного запаса.
  2. Улучшается грамматический строй речи.
  3. Совершенствуется звуковая культура речи,
  4. Развивается диалогическая и монологическая речь.
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ