Словарная работа с детьми дошкольного возраста

Понятие словарной работы с детьми дошкольного возраста  

Один из самых насущных вопросов развития детей – вопрос развития речи усвоения детьми слов родного языка. Задержка в развитии речи, связанная с какой-либо патологией – это отдельная тема. Чаще всего проблема в самих взрослых (мамах, папах, бабушках, дедушках).  В большинстве случаев речь идёт о том, что чаще всего с детьми очень мало разговаривают дома: одни родители наивно полагают, что придёт время, и ребёнок заговорит сам, другие просто не знают, как это правильно делается, третьи  надеются на детский сад и прочее.

Словарная работа с детьми раннего возраста

Все они не правы – с ребёнком нужно разговаривать с самого дня рождения. Ходить вокруг его кроватки, склоняться над ним и говорить, петь, подходя к его кроватке с разных сторон, чтобы ваша кроха могла следить за доносящимися звуками.  Начиная, приблизительно, с трёх месяцев, старайтесь разговаривать так, чтобы вызвать ответную реакцию малыша: улыбку, смех на первых порах, далее гуление и лепет, стимулировать повторение звуков, тем самым вовлекая его в диалог. Хорошо, если с одного-двух лет при кормлении ребёнка вы будете называть блюда, которые вы приготовили ему (каша, котлетка, суп, кисель, компот и т.п.), посуду, из которой он кушает (кружка, тарелка, ложка), мебель, имеющуюся в доме (кровать, стул, стол, диван). Параллельно развивайте понимание связей и отношений между предметами (из кружки пьют, в кровати спят, на стуле сидят, отдыхают и т.д.). Помогает в словарной работе с детьми раннего возраста рассматривание картинок с изображением животных, птиц, людей в действии и  проговаривание этих действия.

понятие словарной работы с детьми дошкольного возраста

Например: мама близнецов Серёжи и Коли постоянно перед чтением сказок, стихов рассматривала с мальчиками картинки, где они вместе проговаривали действия героев, а потом читаемый текст мальчиками быстро усваивался, так как все слова были малышам понятны. Надежда постоянно привлекала мальчиков к выполнению простых бытовых действий: моет посуду и тут же просит детей помочь ей унести кружки, подать губку и т.п. Выполнение детьми  простых действий типа: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне…» и прочее помогают детям осваивать слова предметов обихода и их назначение, а так же способствуют знакомству с окружающим и ориентировке в пространстве.

С двух до трёх лет дети способны выполнять более сложные здания и действия.  Процесс усвоения ребёнком слов  родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам: поглаживает, трогает, нюхает и прочее.  Помню, как Максим  (1г.6 м.) впервые увидел  ёлку, первое, что он сделал – протянул руку и потрогал, укололся.  На следующий год  он к ёлке не подошёл, но игрушки на ней рассматривал очень внимательно, пальцы его непроизвольно отдёргивались от веток дерева, но взгляд  мальчика был радостный, наполненный воспоминанием, которые он испытывал в прошедшем году и, в то же время ожидающий нового чуда.  

задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста

Учите с детьми стихи,  приучайте  их слушать небольшие рассказы и сказки, читайте рассказы, разучивайте песенки, потешки и т.п. При этом необходимо побуждать детей  правильно произносить слова и звуки в них, называть свойства предметов (мягкий – твёрдый, тяжёлый – лёгкий и т.п.) 

На третьем и четвёртом году жизни  дети переживают так называемые «период вопросов». В этом проявляются их стремления узнать названия всего того, что они видят вокруг: «Кто это?», «Что это?», «Как зовут?», «Как называется?» и т.п. От детей в этот период  следует добиваться точного названия всех вещей обихода, предметов обстановки, разных транспортных средств. В этом возрасте идёт  установление  связей между всеми предметами, действиями и словами.  Дифференцируются части, детали предметов, их величина ( больше, меньше, длиннее, уже, выше, ниже). Находят своё отражение в словаре детей обозначение частей суток и их признаки (утро – встаём, делаем зарядку, идём в детский сад, взрослые на работу), необходимо вводить слова, обозначающие пространственные ориентировки (вперёд, назад, вправо, влево, прямо) и дети должны понимать  слова, обозначающие «физические» качества предметов и их свойств (холодный, тёплый, твёрдый, мягкий, тает, размокает, рвётся, бьётся и т.п.)

словарная работа с детьми раннего возраста

Словарная работа с детьми дошкольного возраста

На пятом году жизни в содержание словарной работы вводится углубление знаний о предметах и явлениях, а так же слов, обозначающих части предметов, их качества, свойства, пространственные и временные отношения. Детей уже приучают точно по смыслу их употреблять в своей речи. Знакомят ребят с эпитетами, сравнениями, словами-обобщениями. Как-то раз  Андрей с сыном разбирали инструменты в сарае, вдруг мальчик увидел висящую на стене раму от велосипеда и сказал удивлённо: «Велосипед?!». Андрей понял, что мальчик не понимает, почему велосипед такой странный. Он объяснил сыну, что это рама от взрослого велосипеда, показал также ему руль, колёса, педали, шестерёнки и цепь, проговаривая их название.  Через несколько дней  они с Сашей собрали  этот велосипед, смазали. В процессе работы мальчик узнал детали велосипеда, инструменты, которыми  нужно собирать велосипед, понял правила ухода за ним. Естественно всё это проговаривалось, Саша узнал много слов и понял, что велосипед  является обобщённым понятием, что его можно собрать с помощью отдельных деталей, пользуясь инструментами. Так же даются понятия слов-обобщений (овощи, фрукты, посуда, мебель).

словарная работа с дошкольником

На шестом году жизни дошкольникам включаются  в словарь названия материалов и их свойств, продолжается углублённая работа над словами, обозначающими свойства и качество предметов. Например: чай горячий, тёплый, холодный. Салфетка размокает быстрее, тетрадный  листок – медленнее и т.п. Идёт работа над  уточнением  оттенка цветов (тёмно зелёный, светло синий), обращается внимание на прочность материалов и т.п.

На седьмом году жизни особое внимание уделяется на точность употребления слов, определяющих качество, свойства предметов и явлений и их отличительные признаки. Например, Например: Мама попросила Вову( 6 лет) посмотреть на стеллаже ножницы и принести ей. Мальчик растерялся, впервые услышав новое слово. Тогда мама показала ему свой стеллаж, на котором располагались её швейные принадлежности. Позднее  показала мальчику, что  бывает стеллаж для белья, посуды, книг и т.п. Когда Вова впервые пришёл в библиотеку и ему предложили подойти к стеллажу и выбрать понравившуюся книгу, он смело пошёл туда, куда нужно. Кроме того, необходимо, чтобы дети чувствовали, что в речи слово изменяется ( полка, на полке, за полкой, около полки, на верхней полке и т.д.) Таким образом, наряду с обогащением словаря детей, взрослые развивают их грамматическое чутьё. Продолжается работа по формированию у детей понятий о предметном мире,  новых понятий типа: транспорт бывает водный, воздушный, наземный, подземный. Автомобили – легковые, грузовые. Инструменты – садовые, столярные, портновские и прочее.

Значит можно сделать вывод, что содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление, обобщение знаний детей о предметном мире, в процессе их ознакомления с окружающей действительностью, природой, с жизнью и трудом людей.

игры на словарную работу для дошкольников

Задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным в процессе истории. Учитывая особенности развития дошкольников, можно определить ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста:

  1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимое  для общения.
  2. Формировать умение соотносить слова точно к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.
  3. Освоить обобщающее значение слов на основе выделения основных признаков предметов и явлений.
  4. Умение пользоваться имеющимся запасом слов в собственной речи, понимать речь окружающих.

ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста

Все задания детям и введение новых слов, прежде всего, определяются их возрастными особенностями и знаниями об окружающем мире.

Дети быстро запоминают слова, называющие предмет или явление, которые их заинтересовали. Роль взрослых заключается во внимании к речи детей, содержательном с ними общении, стараться, чтобы дети использовали в своей речи богатство своего словарного запаса.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ