Словарная работа с дошкольниками при чтении художественных произведений

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель С.В. всегда старалась объяснять дошкольникам непонятные слова, встретившиеся в тексте, использовала приём сравнения двух похожих по смысловому содержанию текста  персонажей (предметов) в одном и том же тексте, сравнение двух героев (положительного и отрицательного), их действия в одной и той же ситуации.  

Словарная работа с детьми дошкольного возраста

Словарная работа с детьми дошкольного возраста при чтении художественных произведений  помогает добиться лучшего понимания читаемого и рассказываемого текста детям, обогащения их речи и знаний об окружающем мире.

словарная работа с детьми при чтении художественных произведений

Например, при рассказывании сказки «Морозко» воспитатель  С.В. объяснила до рассказывания значение слов «мачеха» и «падчерица», так как они влияют на понимание детьми текста. Такие слова, как «окостенеть», «рогожа» остались без внимания,  они никак не влияют на понимание содержания текста, значение этих слов с взрослением дети поймут. Таких слов, которые непонятны детям,  много в сказке Ершова «Конёк – горбунок», однако, дети прекрасно слушают сказку и понимают её содержание. Если задастся целью объяснять каждое непонятное слово в тексте, то эмоциональное восприятие текста сойдёт на нет.

Словарная работа с дошкольниками  может  проходить за счёт слов, с помощью которых взрослый даст оценку поступкам героев читаемого или рассказываемого текста. Например:  храбрец – трусишка; добрый – злой; хитрый – простодушный; трудолюбивый – ленивый, бездельник; дружба – вражда и т.д. Дети обязательно поймут значения слов и выражений, если сказать о героях ненавязчиво, а подвести итог оценки персонажей. Так после прочтения рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» воспитатель С.В. спросила детей: «Как Митя научил ножик быть терпеливым? Каким стал сам Митя?» Дети, правильно поняв содержание рассказа, дали точную характеристику поведения Мити: «стал терпеливый, выдержанный, спокойный, научился слушать и пр.», они самостоятельно сделали вывод, что отец помог мальчику стать таким. Повторяя действия героев рассказов, соотнося их поступки со словами, дошкольники лучше поймут содержание художественных текстов и значения слов.

значение словестной работы задачи

Слова-характеристики обозначают этические понятия, и их дети должны слышать с раннего возраста, а на четвёртом году жизни необходимо начинать учить детей соотносить эти слова с поступками персонажей хорошо знакомых им сказок, рассказов. В активный словарь детей слова, обозначающие этические понятия, должны войти в старшем дошкольном возрасте (5- 7 лет). Включение таких слов в активный словарь детей происходит во время бесед, ответов на задаваемый взрослым вопрос, при пересказывании детьми  сказок, рассказов, в повседневной жизни.

Словарная работа с дошкольниками при чтении художественных произведений

Очень многие родители, да и среди педагогов встречаются люди, которые считают, что для дошкольников необходимо подбирать тексты произведений, написанные простыми, не очень распространёнными предложениями, не должны включать в себя сложных предложений, обособленных членов предложений. Такой подход к подбору литературных произведений обедняет речь детей, а примитивный синтаксис обедняет мысль. Следует помнить, что художественное произведение – важнейшее средство развития в области синтаксиса: ведь в живой разговорной речи дети усваивают разговорный синтаксис. Например, мама Пети предложила мальчику послушать с небольшим перерывом два текста: первый — из рассказа К.Д. Ушинского «Лес и Ручей»: «…Пробегая во влажной, лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес захватывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ярких лучей солнца, ни шаловливого ветерка».

словарная работа с детьми при прочтении художественных произведений

Петя с удовольствием пересказал это предложение. Оно у него получилось в виде маленького рассказа, но с употреблением глаголов, определений, эпитетов. Через несколько дней мама прочитала сыну  рассказ про ручей, но вместо одного предложения получилось несколько простых предложений: «Ручей бежал по лесу, лес был болотистый, замшелый. Густые ветки нависали над ручьём. Они закрывали от него небо и окрестность. Лучи солнца не проникали к ручью. Ручей не любил за это лес и жалобно роптал». Такой рассказ не обогащает новыми  знаниями  детей. Кроме того, такое чтиво не развивает у детей воображения и языковое чутьё. Просто взрослым необходимо учитывать момент – если дети не могут усвоить прочитанную формулировку и понять смысл текста, необходимо найти знакомые и понятные детям синонимы, определения, которые помогут усвоить содержание читаемого текста. Например, мама читает Алене стихотворения С. Маршака  «Усатый-полосатый» и спрашивает дочку: «Почему так называется котёнок?» Несколько раз они повторяют эту фраз. рассматриваю игрушку котёнка, обращая внимание на его усы. Далее следует вопрос: «А как ещё можно сказать про котёнка?» (мягкий, пушистый, забавный и т.п.)  Можно использовать метод пересказа наиболее трудного раздела текста своими словами или задавать детям наводящие вопросы, на которые они могут ответить. Таким способом взрослые помогут своим ребятам понять содержание произведения, усвоить новые обороты и слова, которые они раньше не знали.

Словарная работа с детьми через приём сравнения произведений разных авторов на одну и ту же тему принесёт пользу. Цель приёма сравнения в том, чтобы побудить детей усвоить эти понятия, нормы и следовать данным правилам в жизни.

значение словарной работы в дошкольном возрасте

Таким приёмом можно пользовать уже с детьми четырёх летнего возраста, но широко применять его целесообразно  с детьми 5-7 лет. Например, в дошкольных учреждениях с детьми подготовительной к школе группы часто читают для сравнения стихотворения «Черёмуха» Е. Благининой и «Белая черёмуха З. Александровой. Оба стихотворения вызывают в первую очередь  чувство прекрасного, красивого, любование черёмухой (черёмуха – белая снегурочка; мягкая, как облачко; чистая, как снег; трава- муравушка; берёзки тонкие и т.п.),  дети любят черёмуху, но расстроены, что «черёмухи  уж нет, лишь в пыли валяется вянущий букет». Здесь, конечно, можно поработать по вопросу охраны природы (стих. Александровой), но взрослые не должны увлекаться моралью и вопросы охраны природы при первом чтении лучше не затрагивать, чтобы не разрушить эстетические чувства детей.   Стихотворение можно привести в качестве примера, когда дети осознают свою роль в охране природы доступными им способами.

Словарная работа с детьми цели и задачи

Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает обогащение словаря детей, правильное и чёткое произношение отдельных звуков, формирование умения строить предложения, воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий в них. 

словарная работа с дошкольниками цели задачи

Задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста предусматривают:

  • Активизация и уточнение словаря детей: использовать в речи синонимы, обобщающие слова и развивать у детей умения использовать их по смыслу. Детей 6-7 лет знакомят с понятием «антонимы».
  • Воспитание звуковой культуры речи – отработка дикции, совершенствование фонематического слуха дошкольников, выделение нужного звука в слове.
  • Грамматический строй речи – умение согласовывать в своей речи существительные с другими частями речи в роде и числе, образовывать однокоренные слова, активно использовать в речи сложные предложения, деепричастные и причастные обороты.
  • Связная речь – закрепляются с дошкольниками умения задавать вопросы и правильно чётко отвечать на поставленные им вопросы, воспитывается культура речевого общения. Детей следует учить составлять небольшие рассказы из своего опыта, наблюдений, по картинам и картинкам, выразительно передавать содержание литературных произведений, строить сложные предложения, уметь использовать в речи местные диалекты, фольклорные слова и словосочетания, пословицы, поговорки.

Значение словарной работы

Словарная работа с детьми при прочтении художественных произведений или рассказывание детям художественных произведений помогают в развитии и активизации словаря детей, их фонематического слуха, восприятия лексики и грамматики текстов. Дети на примере литературных произведений учатся отбирать слова для выражения своих мыслей, что является основой для последующего развития всех сторон речи. Чтение литературных произведений знакомит дошкольников с богатством русского языка и понятием художественной речи. При целенаправленной работе можно у каждого ребёнка развить поэтический слух, что воспитывает внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точность к употреблению слов в речи.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.