Словесные игры

В домашних условиях хорошо играть с детьми в словесные игры. При этом нужно просто соблюдать выдержанность и постепенность в усвоении объема знаний, беря в расчет возраст малыша. Так, в возрасте (3-4 лет) дети могут  узнавать вещи по описанию, находить разницу, сходство между ними, объединять предметы в группы по содержанию (животные, птицы, цветы, деревья).

Старшие ребята

Уже сами должны уметь делать описание предметов, рассказывать увиденное на картинке. Причем при рассказывании дети 6-7 лет должны ясно формулировать свои мысли, быстро и как можно точнее отвечать на поставленные вопросы взрослого. Все это способствует подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендую применять в домашних условиях с детьми 2-3 лет  ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ, они похожи на сказку, но происходят в реальной для ребенка обстановке. Здесь взрослые заостряют внимание своего малыша на те предметы, которые находятся рядом  с ним, но он не знает их назначения, или не замечает. На этом этапе ставится задача – развитие детского внимания, наблюдательности и любознательности. Позднее при таких путешествиях делайте описание 1 из предметов (количество описываемых предметов постепенно увеличивается). Располагайте новые предметы так, чтобы ребенок мог их сразу заметить. Таким образом, ознакомьте детей со всеми комнатами и находящимися в них предметами.

словесные игры К концу третьего года жизни ребенка вводятся ИГРЫ-ПОРУЧЕНИЯ.  В этой игре обязательное условие – дети должны хорошо знать предметы, находящиеся в помещении и их предназначение. Игровая цель и игровые действия здесь основаны на предложении что-то сделать:

  • принеси кукле пальто;
  • поставь книгу на полку;
  • уложи Мишку спать;
  • поставь машинки в шкаф и т.п.

Для детей 5-7 лет

Хороши   ИГРЫ-ПРЕДЛОЖЕНИЯ, где взрослый говорит: «Игра называется, что было бы..?» и продолжает: «Что было бы, если б  в доме погас свет?» взрослые являются активными участниками таких игр. «Что было бы, если я был волшебником?».   В этих играх содержится элемент соревнования, которые дети очень любят. Кроме того, они развивают воображение, речь, мыслительные способности.

Хороша ИГРА В СЛОВА.  Заранее определяется тематика (деревья, цветы, машины, дом и т.д.).  Взрослый говорит первое слово, допустим ДОМ – дети продолжают с буквы, на которую заканчивается  слово, сказанное предыдущим игроком.

Следующая ИГРА-ЗАГАДКА. Загадки пришли к нам из далекого прошлого. Они создавались народом и в них заключена его мудрость. Умение отгадывать загадки научит детей умению делать анализ, обобщения, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Загадки могут быть о птицах, грибах, деревьях, погодных явлениях. При отгадывании важно привить  детям умение доказывать правильность отгадки.  Пример: «Что за дерево: и лето и зиму зелено? Зимой и летом одним цветом?» – Чаще всего ответ бывает – ель. В таком случае уместно познакомить детей с другими деревьями, имеющими такой же признак – сосна, пихта.

Детям 6-7 лет

Правильно будет ввести ИГРЫ – БЕСЕДЫ (диалоги).  Ценность таких игр – в игра в слова общении детей и взрослых, детей между собой. Именно в них активизируются процессы мышления, воображения. Именно игры-беседы вырабатывают умения: слушать и слышать вопросы взрослого, а так же дать правильные и четкие ответы на них, поддерживать беседу.Подобные игры могут проходить, как словесные, так и с использованием игрового, наглядного материала.  Тематика таких игр может разной, но знакомой детям. Например:  Наш дом;    Наш двор;  Животные (дикие, домашние);  и т.д.

Как проводить игру-беседу с использованием наглядного материала?  К примеру – тема «Лес»- задаются вопросы типа,: какие деревья растут в лесу? Дети должны назвать виды деревьев, показать картинки этих деревьев. Далее уточните чем отличается хвойный лес от  лиственного?  Что еще растет в лесу? Перечисляются растения, которые могут встретиться в лесу,  обитатели леса: животные, птицы, насекомые, отбираются картинки.

Будет замечательно, если перед игрой заинтересуете ребенка своеобразной присказкой: «Сядем рядком да поговорим ладком».  Можно вашу присказку оставить девизом для вечерних семейных посиделок.

Advertisement
1 комментарий к “Словесные игры”
  • людмила

    Янв 27. 2015

    Статья правильная и жизненная.

    Ответить
  • Написать ответ