Составляем предложения с детьми

Раздумья старших дошкольников о слове – хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка. В статье «Подготовка детей к обучению грамоте» говорилось о задачах подготовки детей к обучению в школе и даны некоторые  разъяснения понятий «слова» и «предложения».

Опираясь на знания детей о предметах, животных и т.п., предлагайте им  умственные задачи типа:  «Как превратить короткое слово «КОТ» в длинное?» Ответов может быть много «котик, котёнок».

учим детей составлять предложения

То же самое со словами «стол, стул» и т.п. Затем наоборот, пусть дошкольник  подбирает короткое слово к длинному — «белочка – белка, звёздочка – звезда, лисичка – лиса и прочее». Таким  способом вы сформируете у детей интерес к выполнению задания, умение проявлять самостоятельность, активность, как в работе, так и в мыслительной деятельности, улавливать языковые особенности родного языка.

Ознакомление детей со словесным составом предложений  

Следующим этапом мыслительной деятельности – составление предложений из двух слов. Дайте ребёнку задание – составить предложение с тем же словом «белка». Если ребёнок сразу не сможет ответить, задайте ему наводящие вопросы. Вопросы могут быть разными. Если это игрушка белки, то подойдёт вопрос: «Какая белка?»  (рыжая, пушистая, мягкая), затем,  покажите картинку с изображением  белки в действии – сидит, ест, пьёт, грызёт орешки, прыгает и т.п.). Эти упражнения помогут ребёнку научиться самостоятельно, думать, размышлять и уметь пользоваться имеющимися знаниями, а так же предполагают развитие умений в составлении предложений из двух слов. Если добавите  предметы для белочки, то можно составить более длинные предложения.  Например, дали белке орех (молоко), и у вас получится предложение: «Белка грызёт орех», «белка пьёт молоко» и др. Попросите своего ребёнка обозначить  действие белки и её основную особенность. «Белка, какая?» «Рыжая белка пьёт молоко». 

Как научить ребёнка составлять предложение из слов

Вы составили предложение «Белка грызёт орех», попросите сына или дочь ответить по-другому на вопрос «Что делает белка?»  (ест, лакомится, питается, кормится, кушает).

как научить ребенка составлять предложения из слов

При помощи таких приёмов ребёнок не только научится самостоятельно размышлять над выполнением задания, но и вы подведёте его к понятию, что предложения бывают разные – длинные и короткие и, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Всё зависит от того, какие мы используем слова. Дети научатся понимать, что слова связываются по смыслу и составляют законченную мысль. Использование разных слов, обозначающих действия или признаки предметов, заставляют детей наблюдать за словом, его изменениями, улавливать языковые особенности. Составлять предложения можно по игрушке, картинке, сюжетным картинкам.

В дальнейшей работе по знакомству детей с предложением следует знакомить с расположением слов в нём. Просто задавайте вопросы типа: «Какое первое слово в предложении?» (второе, третье), затем  пусть сначала называют третье слово, т.е. дети называют то слово, которое вы ему зададите. (Назови третье слово или  которое по порядку слово «грызёт» и т.п.) Предложения из пяти слов и более взрослый приводит в качестве примера, чтобы дать детям понятие, что предложения бывают более длинными. Необходимо упражнять детей в согласовании слов в предложении. Например: «Зайка сидит на полянке — Зайцы сидят на полянке», «Белка грызёт орех – Белки грызут орехи». Использовать в предложениях слова- определения, сравнения. Разберём предложение «Зайцы сидят на полянке»: дайте детям задание описать «полянку»: «какая полянка?» Предполагаемые ответы: «лесная, цветочная, зелёная и т.п. Если в предложение вставить любое из этих слов, получится «Зайцы сидят на цветочной полянке». Точно таким же способом следует научить детей использовать в предложениях предлоги, союзы (чтобы, когда, зачем, если).

ознакомление детей со словестным составом предложений

Учим детей составлять предложения

Все вышеуказанные способы знакомства детей с предложением  подводят их к умению составлять рассказы по сюжетным картинам и картинкам, предметам, игрушкам и т.д. Задача взрослых — научить своих сыновей и дочерей использовать в рассказах  слова-синонимы  определений, сопоставлений, действий, научить их делать обобщения, сравнения, развивая тем самым детское мышление, воображение, словесное творчество. Например, воспитатель  дала задание разобрать содержание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», утром дети в детском саду будут составлять рассказ по ней.  Папа с Петей рассматривают картину. Петя затрудняется в определении погоды, написанной художником. Папа задаёт ему вопросы: «Как ты думаешь, какую погоду написал художник?» Ответ: «Тёмную». В принципе —  правильно, но не точно. Поэтому вопросы папы продолжаются. В итоге Петя охарактеризовал состояние погоды примерно так: «Погода хмурая, пасмурная, потому что на небе тучи». На вопрос отца «Какое время года изображено на картине?», мальчик ответил – «весна, потому что прилетели птицы». Папа предложил внимательно посмотреть на картину и подробнее дать описание состояния погоды. После уточнения Петя понял, художник описал раннюю весну, так как ещё лежит снег, но он местами тёмный и уже много проталин, даже видна вода на некоторых из них. Мальчик понял, что слово «тёмный» может быть применено к слову «снег», «проталина» — растаявший местами снег.   

На  занятии в детском саду, после рассказов детей, воспитатель дала задание – придумать название картины. Петя назвал картину «Ранняя весна». Другие дети просто обозначили картину – «птицы», «деревня». Основная масса детей не смогла определиться с названием. Воспитатель заметила, что самое удачное название придумал Петя, а затем озвучила название, которое дал художник картине. Вывод из данного примера можно сделать только один – взрослые должны помочь детям выделить главную сторону сюжета, если рассматривают картину, при рассматривании игрушки или другого предмета – основной его признак, отличающий этот предмет от других. Тогда детям несложно будет составить предложения  по заданным предметам и картинам. Чем больше дети будут знать слов – определений, сопоставлений, сравнений, действий  т.д., тем интереснее будут составленные ими предложения.

В случае, если ваши дети не готовы составлять предложения, то самое лучшее  использовать приёмы, уточняющие представления детей о предложении:

  • Чётко произносить слова предложения с паузой (котёнок… играет).
  • Последовательное название слов в предложении.
  • Посчитать, сколько слов в предложении. Хорошо использовать фишки, чтобы ребёнок мог на каждое слово отложить фишку, посчитав фишки, он сделает вывод – сколько слов в предложении. В качестве фишек могут выступать счётные палочки, пуговицы, кружочки, вырезанные из бумаги и прочее.
  • Графическое изображение слов на листе бумаги виде чёрточек, нанесения геометрических фигур и прочее. Так же, как и фишки, сосчитать нарисованные фигуры и назвать количество слов в предложении.
  • Оживляет внимание детей использование хлопков, ударов в бубен и т.п. (На каждое слово – хлопок).

В конце подобных занятий с детьми важно спросить их, чем они занимались, чему научились, что узнали нового. Этим самым вы развиваете у детей логическое мышление, умение делать выводы, правильно формулировать свои ответы и выводы.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ