Социальное окружение дошкольников

Социальное окружение детей

В статье «Образ «Я»» говорилось о том, как можно проводить самое первое знакомство с социальным окружением человека, который только что появился на свет: с пониманием самого себя и родственных отношений. Ваш малыш растёт, развивается, и его понимание социального окружения, естественно, расширяется.  Кто, как не родители, поможет ему в этом. Уже на третьем-четвёртом  году жизни ребёнок понимает, что кроме него и его семьи есть ещё окружение – дяди, тёти, соседи. Возникает естественная потребность – знакомство с окружением. Необходимо подробнее рассказывать сыну или дочери о родственниках, их имя, фамилию, отчество, где живут, работают, где их дети, как их зовут, степень родства и прочее.

влияние социального окружения на развития личности

Ближайшее социальное окружение

Знакомьте своего малыша с ребятами во дворе, называйте детей не только по имени, но и используйте ласковые обращения (Ваня, Ванечка, Ванюша). Такой способ обращения важен  по ряду причин: ваш ребёнок будет называть других детей так же ласково, а ласковое обращение способствует возникновению симпатий, а так же обогащает словарь ребёнка.

Следует продолжить работу по ориентировке в своём дворе, пусть ваш малыш знает все надворные постройки, места, отведённые для игр детей, прогулок с собаками, кошками и другими животными. Дети должны знать, что в местах, где гуляют с животными лучше не играть. Кроме того, ребёнок должен знать назначение построек во дворе – на качелях качаются, в песочнице играют с песком, под зонтами прячутся от дождя и солнца и т.п. Если частный дом или дача, то пусть ваш малыш знает, где живет собака, куры и др. животные, обитатели данного двора, обратите внимание, что у каждого животного своё жилище, для чего оно нужно. Самое главное объясните  детям: всё, что есть во дворе, сделано руками человека. Люди вложили в эти постройки много труда, их надо беречь, ничего не ломать, песок из песочницы не выбрасывать, не выносить за пределы песочницы и прочее.

Знакомство детей с социальным окружением

Следует совершать с ребёнком прогулки по улице, на которой вы живёте, подвести детей к пониманию того, что в городе (селе) много улиц, научите своего ребёнка называть город (село), в котором живёте, улицу, где находится ваш дом.

знакомство детей с социальным окружением

Эффективным средством, способствующим запоминанию названия города, улицы являются игровые упражнения типа: «Я живу в Мичуринске, а ты, в каком городе живёшь?», «Я живу на улице Красина, а ты?» Совершите прогулку по вашей улице в ненастный день, как сделал папа Вовы. Однажды во время дождя папа и Вова поехали по городу, папа прочитал мальчику небольшое четверостишие: «…знаю – это льётся и не дождь, а провода. И по ним передаётся очень срочная вода», и отец  рассказал сыну о пользе воды для всего живого на Земле. Прогулка впечатлила малыша, придя в детский сад, он всем рассказывал про воду, что дождь нужен всем и надо уметь радоваться.

Знакомьте своих ребят с трудом взрослых на примере близких ему людей. Сначала дайте понятия труда мамы, папы, бабушки, дедушки  в семье. Позднее расскажите им, чем вы занимаетесь на работе. Расширяя знания своих детей, рассказывайте о работе своих родственников, друзей и подруг, соседей и прочее. Вот как тётя Даша рассказала Марине о своей работе на хлебозаводе: «Наш хлебозавод работает круглосуточно (день и ночь), люди работают по 8 часов в три смены. Хлеб нужен всем, поэтому остановить работу завода нельзя. Я приду с работы усталая, голодная, думаю: никогда не отъемся, а пообедаю, отдохну, наберусь новых сил, и снова за работу по дому», а сама улыбается, Маринка то же довольная, что с ней разговаривают, задаёт свои вопросы бесконечно. О труде человека можно рассказывать бесконечно. Здесь главное – показать детям значимость труда, деловые качества человека, его отношение к другим труженикам, воспитывать уважение к труду людей и к людям труда.

дети семья и социальное окружение

Дети, семья и социальное окружение

Кроме того, необходимо учить детей ориентировке на улице, уметь отличать проезжую часть дороги от тротуара, объяснять им, где и как следует переходить улицу, понимать значение зелёного и красного светофоров. При сегодняшнем движении по улицам это очень важно. Случаются вопиющие случаи, кода дети гибнут на переходах из-за не соблюдения правил дорожного движения. Я наблюдала такую ситуацию: на родительском собрании в третьем классе родителям работником ГПДД был показан видеоклип аварии, в которой погибла девочка, причём виновником аварии была именно она, так как не дождалась зелёного света светофора и решила перебежать дорогу. Так родители были возмущены  тем, что водитель не смог остановить автомобиль. Не хочу вдаваться в никакие объяснения. Вывод один – родители не хотят слышать, что они не воспитали в своём ребёнке осторожность, внимания, умения уважать существующие правила. Это самый лёгкий путь – обвинения без учёта анализа ситуации и своих промахов в воспитании. Как бы ни было жалко девочку, с сочувствием относясь к горю родителей, необходимо признать, что из-за недоработок в воспитании своих детей, во многом страдают наши же с вами дети. 

Игры о социальном окружении дошкольников

В ознакомлении с социальным окружением  нельзя пропустить такую тему, как ознакомление с природой, её изменениями, труде человека, связанного с работой в природе, труде родителей на дачных, садовых и приусадебных участках, а так же о посильной помощи детей взрослым в этих видах труда. Привлекать ребят к уходу за имеющимися животными.

ближайшее социальное окружение

Полученные детьми представления об окружающем их предметах, людях хорошо закреплять в играх о социальном окружении.

  • «Транспорт»- пригласите в гости Незнайку или другого персонажа и картинки или игрушки, изображающие различный транспорт. Пусть ваш ребёнок расскажет гостю об этих видах транспорта.
  • «Деревянный брусочек» — ребёнку дайте деревянный брусочек, уточните свойства дерева и предложите найти в комнате предметы, в которых использовалось дерево.
  • «Наш Зайчонок заболел» — в роли доктора взрослый член семьи, ребёнок  выполняет «роль» родителя Зайчонка. Задача ребёнка описать симптомы болезни.
  • «Золотая мама» — знакомство с тканью при одевании куклы. Игру хорошо применять при заучивании стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама».
  • «Одежда» — цель игры: упражнять детей в умении определять,  различать и группировать одежду по основным признакам.  Вносится сундук с одеждой (можно детскую одежду, можно одежду для кукол). Ребёнок должен доставать одежду, описывая её признаки и разложить по сезонности, видам  материала, форме, величине, цвету.  По такому принципу можно проводить игры «Фрукты», «Овощи» и прочее.
  • «Кто в домике живёт?» — ребёнок должен описать куклу или другую игрушку, живущую в домике.
  • «Опиши предмет» — загадываете загадку о предметах, ребёнок должен отгадать и описать отгаданный предмет.

Игры «Мама пылесосит», «Отгадай предмет», перечисленные игры и многие другие помогут вашим детям  расширить их представления  о предметах и явлениях действительности, их свойствах, труде взрослых и окружающих людях, понимать несложные взаимосвязи между предметами, явлениями, ориентироваться в пространстве и времени.

 

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ