Стихи в развитии речи дошкольников

Детям очень интересно слышать знакомые слова в другом произношении. Взрослым следует  учитывать это желание и как можно больше рассказывать детям, читать стихи и заучивать некоторые из них.

Стихи в развитии детей раннего возраста

Вы видите, что ваша дочка играет с куклами, прочитайте ей строчки из стихотворения Г. Люшнина «Мастерица», П. Образцова «Лечу куклу». Дети часто любят играть в машину, паровоз, предложите им вспомнить или разучить с ними тексты, соответствующие теме игры. Наверняка, таких текстов вы знаете сами немало. Перед сном можно предложить ребёнку уложить куклу спать и спеть ей колыбельную песенку.

Большую помощь в усвоении новой лексики и развитии речи окажет использование рифмовок и стихов, типа: «Мой весёлый звонкий мяч…» при игре с мячом, если вы встаёте по будильнику, можно повторять ежедневно маленькое стихотворение Г. Ладонщикова «Зазвонил будильник». Ваше дитя лепит – прочтите ему стих Мариджан  «Лепка», в играх уместно рассказывать стихи А. Барто из серии «Игрушки». Есть целая серия стихотворений Б. Заходера по профессиям. Интересны рассказы Е. Пермяка «Про нос и язык», Я. Тайца «Про ягоды», которые можно рассказывать детям во время бесед с ними или, если ребёнок принимает участие в сборе ягод. Делаете праздничный салат, прочитайте стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

Стих детям для развития

 Речёвки, стихи типа: «Мой весёлый,  звонкий мяч…», стихотворение С. .Есенина «Пороша» и прочее  читаются и заучиваются, как стихи для развития памяти.

стихи в развитии речи детей дошкольного возраста

Но они не только тренируют память детей, их воображение,  но и используются как стихи для развития речи детей, их мышления. Небольшие стихотворения  можно использовать для решения других задач воспитания детей. Читая малышу стихотворение Н. Костарева «Бобёр», вы имеете возможность расширить представления детей о жизни данного животного, познакомить с особенностями строения его зубов, а также закрепите произношение звука «Р». При заучивании стихотворения Т. Волгиной «Чей дом», ребята узнают не только что-то новое о внешних признаках  животных, но и задумаются над некоторыми сторонами их жизни, например, чем питаются эти животные и звери. При заучивании стихов о природе узнаются детьми изменения, происходящие в ней. Все используемые стихи для развития детей требуют выразительности чтения, умения правильно сделать ударения в словах и четкого их произношения.

Стихи в развитии речи детей дошкольного возраста

 Необходимо  разъяснения незнакомых слов и выражений, встречающиеся в стихах. Например, в стихотворении П. Воронько «Лучше нет родного края» подлежат объяснению слово «жура-жура-журавель» и выражения «облетел сто земель», «ноги натрудил», «лучшая земля», П. Образцова «Лечу куклу» — «кашель, в горлышке, хрип, вылечу» и так следует работать со всеми стихами и рассказами.

стихи в развитии детей дошкольного возраста

Главное при чтении стихов — научить детей проговаривать слова чётко и внятно, не проглатывать предлоги, что с детьми очень часто случается. При этом, естественно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Например., детям    2 — 3  лет посильно освоить чёткое произношение предлогов «с», «из», «для», «после», «через», «под», к 5 годам прибавляются  предлоги «у», «в», «на», «с», к 7 годам должны быть усвоены все предлоги.

Подбирая стихи для заучивания, лучше всего руководствоваться особенностями развития речи вашего ребёнка:

  • При плохом произношении некоторых звуков целесообразнее подбирать стихи, где этот звук встречается чаще.
  • Если вы хотите обогатить активный запас слов ребёнка выбирайте стихи с многозначными словами. Например, С. Михалков «Живёт на свете Саша…», Г. Новицкая «Львиный зев», Хлопушки», А. Шибаев «Барашки», М. Абина «Лапки» и др.
  • Стихи по темам. Например: овощи, фрукты, посуда, игрушки, мебель и т.п.

стихи в развитии речи детей раннего возраста

Приведу вашему вниманию пример из опыта работы воспитателя И.А. по данному вопросу.

Она  проводила занятие по теме «Кто важнее?», используя всем известную песенку «Однажды хозяйка с базара пришла…», после занятия распределила детям роли, вместе они сделали соответствующие маски, каждый ребёнок выучил порученные ему слова песни и в вечернее время показали данную песню- представление детям первой младшей группы. По такому же принципу было проведено занятие на тему «посуда», после занятия детям было дано творческое задание — придумать загадки для кастрюли, ложки, кружки, чайника. ( дома с родителями). Подобные творческие задания выполнялись и по другим темам при знакомстве с окружающим. Когда накопилось достаточно материала, в группе был проведён творческий вечер на тему «Придумаем, расскажем, прочитаем», девиз вечера — «Учимся говорить правильно и красиво». На вечер были приглашены родители и коллектив детского сада. В домашних условиях такие вечера то же посильно провести каждой семье.

Стихи в развитии детей дошкольного возраста

Авторы стихов для дошкольников языком художественных образов рассказывают детям о доступных их пониманию явлениях природы, событиях, игрушках, животных, птицах, о маленьких детях и взрослых людях, обогащают опыт детей через художественные образы современности, уточняют и дополняют их представления об окружающей действительности.

стихи для развития памяти у детей

Взрослые должны использовать  стихи для развития памяти детей, мышления, воображения и т. п.

Кроме того, огромную роль играют стихи для развития речи детей дошкольного возраста, так как при заучивании любого вида текстов решаются очень важные задачи:

  1. Развивается речевой слух детей ( фонематический слух, темп и ритм речи).
  2. Формируется произносительная сторона речи. (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция)
  3. Воспитывается интонационная выразительность речи ( умение точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью ударений, пауз, мелодии, темпа, ритма, тембра голоса).

Таким образом, можно сделать вывод, что заучивание стихов, понимание их смысла способствуют своевременному формированию правильного произношения, что очень важно для общей культуры речи, для нормального речевого общения детей со сверстниками и взрослыми, успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.

 

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ