Строительные игры и конструирование

Дети с раннего возраста стремятся, подражая взрослым, что-либо сделать из кубиков, кирпичиков. Однако, известно, что им свойственно часто «соскакивать» с конструктивной деятельности на игру. Это связано чаще всего с неустойчивым замыслом в конструировании, а так же имеет место неумение последовательно выполнять необходимые для конструирования действия.

конструирование в жизни детей дошкольного возраста

Конструирование в жизни детей раннего возраста

Приведу несколько примеров: в детском саду в группе от 2 до 3 лет два друга построили из кирпичей поезд, на головной кирпичик поставили цилиндр (труба), сзади подталкивают кирпичики, поезд движется, а мальчики подражают  гудку паровоза. Оказалось, что один из мальчиков ездил в выходные  на электричке к бабушке, подробно у папы спрашивал про паровоз. Затем поделился своими впечатлениями с другом, и реализовали первоначальные знания в простой постройке поезда, обыграв своё изделие.  

Вова (2 г.6 м.) ставит маленькие кирпичики вертикально рядом друг с другом, затем берёт по два кирпичика в ладони и раздвигает их.  Кирпичики падают, мальчик их поднимает  и снова повторяет действия. Мама спросила: «Что ты делаешь?», он ответил: «Играю на гармошке».

Витя «2 г. 3 м.» с палочкой от детского конструктора медленно кружится и произносит «р-р-р…». На вопрос взрослого: «Что у тебя?», мальчик отвечает «Летит», что означает «самолёт». Все эти действия малышей возникают без видимой цели, но захватывают малыша и становятся целенаправленными.

значение строительных игр в развитии детей дошкольного возраста

Как видно из примеров, дети рано начинают заменять в игре предметы на подручные средства. Задача взрослых поддержать действия детей и обогатить их знания о воображаемых предметах. Мама Вити спросила у мальчика: «Что у нас летает?», ответ был неожиданным, но предсказуемым, так как мальчик сказал то, что знал: «Птичка». Тогда мама сказала сыну, что он изобразил самолёт, нашла картинку самолёта, рассмотрели её, вспомнили, что видели полёт самолёта на улице. Далее были прочитаны  небольшие стихи о самолёте, лётчике. Таким образом, мама сумела обогатить знания малыша о самолёте. В обогащении знаний детей в развитии сюжета игры после занятий конструированием  можно использовать и такой приём, который использовала Маргарита Ивановна с малышами в группе от 2 до 3 лет. Увидев, что мальчики построили поезд, она спросила  Егора: «Ты кто?», малыш с удивлением посмотрел на неё, а потом ответил: «Я Егор», «А на паровозе ты кто?»,- продолжает воспитатель, Егор подумал и ответил: «Шофёр». Далее действия воспитателя понятны. Вывод – к трём годам дети уже могут выполнять целенаправленные действия, касающиеся определённой роли и, ставя перед собой цель (пусть неосознанно), они стремятся к её достижению.  Конструирование в жизни ребёнка раннего возраста способствует развитию строительной игры и наоборот.

конструирование в жизни детей

Иногда игра возникает без видимой цели, но постепенно захватывает внимание и становится целенаправленной. Значит можно сделать вывод, что игровые моменты положительно влияют на процесс конструирования.  Практика работы в детских садах и опыт воспитания многих родителей показывают, что взрослые могут помочь своему ребёнку при определении роли участием при обыгрывании построек, своими вопросами, чтением, рассказыванием и т.п.

Конструирование в жизни дошкольников

Взрослым следует учесть, что понятие «строительная игра» — условное понятие. Как правило, так называемые строительные игры включаются в творческие игры детей, а так же организуются после занятий конструированием из строительного, подручного бросового, природного материала, снега и песка. Это относится к продуктивной деятельности детей, которая включает в себя создание построек из строительного, природного, бросового материала, а так же из снега, песка и бумаги.

Задачи, которые решаются в процессе занятий по конструированию, едины для всех:

  1. Расширять представления детей о свойствах материалов, их применении.
  2. Развивать конструктивные способности:  умение представлять будущую постройку, поделку, подбирать необходимый материал для неё.
  3. Формировать навыки планирования последовательности в работе в соответствии с задуманной темой.

конструирование строительные игры

Любое конструирование в жизни детей разных  возрастов связано с игрой.  Пример: папа Максима (4 г.) обратил внимание, что сын построил гараж и попросил родителей не убирать  своё творение, подойдёт к своему гаражу, постоит, посмотрит и снова отойдёт, займётся другими делами. Действия папы – предложил мальчику переставить гараж на более удобное место, подвели вместе с сыном к нему дорогу, около гаража «посадили деревья» (пригодились нарисованные мальчиком несколько деревьев, их вырезали и наклеили на картон, сделали подставки), а затем Максим уже догадался сам и нашёл маленькие машинки, которые стали заезжать в гараж. Таким  способом папа показал сыну некоторые умения в проявлении выдумки и фантазии. В данном случае чётко решены задачи по конструированию и прослеживается начало творческой игры: проявление фантазии, изобретательности, наблюдательности и пр., повышается активность ребёнка. Проявить дальнейшее творчество Максима помогла сказка «Теремок». Папа напомнил ему содержание сказки, предложил построить теремок из имеющегося дома материала, вырезали нарисованные фигуры зверей и обыграли постройку. Такие виды работ у детей вызывают живой интерес и являются составной частью игры, обогащают её содержание. Необходимо помнить, что появление у детей замысла – первые шаги к творческой деятельности, что очень важно для полноценного развития дошкольников.

строительные игры и конструирование в старшей группе

Какие игрушки хорошо иметь дома для организации занятий конструированием и строительными играми:

  • Любые строительные материалы.
  • Подручные материалы к ним: деревья, кусты, цветы, мелкие игрушки, имитирующие транспорт, животных, птиц, проволока, палочки, веточки, коробочки и т.д.
  • Тематические наборы типа: птицефабрика, фермы и прочее.
  • Тематические конструкторы, например, собрать крепость, город, пароход и т.п.
  • Атрибуты, необходимые для игр с песком и снегом, бумагой и картоном.

Значение строительных игр в развитии детей дошкольного возраста

Значение строительных игр в развитии дошкольников в том, что они максимально приближают детей к созидательной деятельности.

конструирование в жизни детей его значение

Вся деятельность дошкольников направляется в процессе конструирования на достижение результата. Важно, что в этой деятельности активно участвуют руки детей и работает их сознание, имеет место движение в пространстве, а значит, хорошо развивается координация движений рук, глаз, ног и ориентировка в пространстве.  Закрепляется понятие частей и целого, так как дети создают одну большую постройку из деталей, частей. Можно смело сделать вывод, что значение строительных  игр в развитии детей заключается в  активизации мышления, воображения, активности, инициативы, творчества.  Все эти качества личности ребёнка необходимы для их учёбы в школе.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ