Связная речь детей старшего дошкольного возраста

В статье «Некоторые вопросы развития связной речи детей» я писала о  повышении уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Сейчас хотелось бы поговорить о совершенствовании и формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста как средства общения.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Итак, диагностика речи детей старшего дошкольного возраста отмечает резкое улучшение произносительной стороны речи, практически у всех детей заканчивается процесс овладения звуками. Речь их становится чистой, отчётливой. Ребята начинают замечать неправильное произношение звуков у своих сверстников, чаще задают вопросы взрослым, овладевают монологической речью, употребляют в речи сложные предложения.

Особенности речи детей старшего дошкольного возраста характеризуются не только вычленением признаков предметов и явлений, но и  установкой временных отношений и причинно-следственных связей между предметами и явлениями. (Идёт снег, потому что на улице зима. Растения лучше растут, если их поливают и пропалывают и прочее). У детей старшего дошкольного возраста  за один год словарь увеличивается на 1000 — 1200 слов (естественно это приблизительное число, так как точно посчитать невозможно).

выразительность речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста занятие:

  • Хорошим показателем в овладении словарём и развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста является умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), например: вход — выход; быстро — медленно; хороший — плохой; говорит — молчит и т. п..
  • Подбор прилагательных — определений к существительным. Попросите детей определить «каким может быть дождь? — сильный, крупный, мелкий, моросящий (грибной), длительный, кратковременный, холодный, тёплый и т. 
  • Необходимо научить ребят подбирать слова, близкие по смыслу (синонимы): ходить -идти, шагать, вышагивать, топать и т. п.

Предлагая такие задания своим малышам, вы убедитесь, что словарь ребёнка ещё недостаточно богат и определите, на что следует обратить внимание в развитии речи вашего ребёнка и в пополнении его словарного запаса.

формирование речи у детей старшего дошкольного возраста

Как могут говорить дети? — быстро, медленно, тихо, громко, чётко, хорошо.  Ясность и внятность речи зависит от скорости высказывания. У быстроговорящих детей отдельные звуки могут не произноситься, часто не договариваются окончания, «проглатываются» некоторые слоги или слова. От этого их речь становится не совсем понятна для окружающих. Пример: Игорь всегда торопился рассказать события проведённого дня, как будто боялся, что его не будут слушать. Сколько мамане просила его говорит медленно, не торопясь, всё было напрасно. Тогда она попросила воспитателя группы, куда ходил Игорь помочь ей исправить торопливость мальчика. Педагог умело подсказала ей задания для ребёнка. Вот они:Расставить игрушки на полке так, чтобы игрушки-животные стояли в одной стороне, а машинки в другой, затем, не торопясь, перечислить все игрушки (животные, машинки).

Повторить скороговорку вслед за мамой, чётко произнося все её слова ( Стоит воз овса, возле воза овца.)

  • Выучить стихотворение и рассказать его домашним.

диагностика речи детей старшего дошкольного возраста

  • «Мы лепим» — мама и Игорь подготовили всё необходимое для работы с глиной и вылепили печенье для куклы. Задача Игорю была поставлена так: он должен был рассказать о своём занятии вечером папе и бабушке. Те, в свою очередь, должны были следить за речью мальчика, его умением чётко произносить слова, не искажая смысла сказанного.
  • «Переверни картинку» — Игорю давали 2-3 картинки, перевернув которые, он должен был описать события, изображённые на картинках.

Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста является необходимым элементом подготовки дошкольников к обучению в первом классе школы. Следует помнить:

развитие речи детей старшего дошкольного возраста занятие

  • Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью.
  • В старшем дошкольном возрасте предложения усложняются за счёт использования в речи простых распространённых предложений и сложных предложений.
  • В согласовании слов в предложении дети допускают ошибки в падежных     окончаниях, неправильном употреблении слов во множественном числе и родительном падеже.
  • Грамматическая правильность речи зависит во многом от того, как часто взрослые обращают внимание на то, что ребёнок говорит неправильно. Например, мама Серёжи дала задание сыну и его другу — описать нарядное платье куклы. Вот какое описание дали Серёжа и Паша: Серёжа — «платье жёлтое, на нем много разных кружочков и «точков», и ещё каких-то «букашков», Паша — «я вижу на платье у куклы божьих коровок, они сидят на цветках, много точков». В данном примере очевидно, что оба мальчика не умеют употреблять слова во множественном числе. Если не заострить на этом внимание, то в школе у них будут проблемы с изучением русского языка, так как такое употребление слов станет для них привычным.

развитие речи детей дошкольного возраста

  • В дошкольном возрасте расширяется многозначность употребления одних и тех же слов (чистая рука — чистый воздух, свежий хлеб — свежий воздух), и дети должны понимать и использовать слова с переносным значением.
  • Необходимо обращать внимание, чтобы ваши дети могли употреблять слова или меткие выражения при сравнении предметов (белый, как снег; прыгает, как зайчик и т. п.), пользоваться эпитетами, определениями. Понимать метафоры (море смеялось).

Естественное требование от детей старшего дошкольного возраста, чтобы всё перечисленное они могли использовать в своей монологической и диалогической речи, говорили, не торопясь, чётко проговаривая слова родного языка.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

В процессе речевого общения дети употребляют сложные предложения, необходимо обращать внимание на правильное употребление союзов в речи, причастных и деепричастных оборотов.

Следует обращать особое внимание на точность употребления слов соответственно заданию. Так, воспитатель группы попросила Славу описать по картинке «Дуб», а ваш мальчик  вместо слова «дуб» употребляет слово «дерево». Это неправильно. Было дано задание — описать лиственное дерево дуб, и ребёнок должен употребить именно это слово: здесь и конкретность,   употребление другого рода (дерево — средний род, дуб — мужкой), отличительные признаки (как располагаются ветки, какие по форме листья) и прочее.

Нельзя не обращать внимание на произносительную сторону речи — к концу дошкольного возраста дети должны четко произносить все звуки речи, так как от этого зависит выразительность речи детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста позволит родителям в домашних условиях выявить  неправильность в произношении некоторых звуков родного языка. Если вы не можете её устранить, обращайтесь к специалисту.

особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста

Задержки речи выражаются в том, что дети недостаточно чётко произносят звуки «с и ц», «л и р» и шипящих, как мягких, так и твёрдых. Как правило, бывает нечёткое произнесение звуков и неправильное произношение.

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Нечёткое произношение звуков родители смогут устранить самостоятельно с помощью использования скороговорок, заучивания стихов, а так же специальных упражнений типа:

  • «Какой звук лишний?» — по такому же типу. «В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки) и прочее.
  • «Найди ошибку и назови слово правильно» — «Доски на гору везём, будем строить новый ком (дом), «Между гор издалека течёт бурная щека (река).
  • Прочитать рассказ, а ребёнок пусть передаст его содержание.
  • После выходных попросите детей рассказать, как они провели свой выходной день. Подобные задания можно давать детям после прогулок, игр с друзьями и прочее.
  • Более конкретные задания, например, «мы купили на рынке овощи и фрукты, в которых есть звук «р». Ребёнок должен подумать и называть данные овощи фрукты.

игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Причём тренируйте ребёнка так, чтобы темп его речи был неторопливым, спокойным, а слова должны произноситься четко. Чаще заучивайте стихи с детьми, обращая внимание на темп и выразительность детской речи, чёткое произношение слов и звуков в них.

Итак, к моменту поступления в школу ребёнок обладает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит. У них богатый запас слов и чаще всего грамматически правильная речь. Дошкольники должны свободно употреблять в речи слова определения, сравнения, синонимы, антонимы, согласовывать их с существительным  в роде, числе и падеже, знать и понимать метафоры, уметь употреблять в речи сравнения. Кроме того, дети должны хорошо владеть диалогической и монологической речью, уметь пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности и последовательности изложения материала. Естественно, что речь детей старшего дошкольного возраста является показателем их умственного развития, и  процесс овладения речью не заканчивается в этом возрасте. Процесс овладения всеми формами и видами речи будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.