Труд как средство патриотического воспитания детей

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине выражается не только в словах, но и в умении бережно относиться к окружающему миру, людям, природе, а так, же в умении трудиться не только для себя, но и для своей семьи, общества.

труд в патриотическом воспитании детей

Патриотическое воспитание детей в семье через труд

Труд дошкольников невелик и не сложен, но он необходим для формирования личности ребёнка.  Пример: утром в субботу мама говорит Славе (5 лет): «Сегодня ты будешь мыть все свои игрушки и протрёшь стеллаж. Я прошу тебя приготовить заранее всё необходимое и расставить так, чтоб удобно было работать». Они уточнили, что Слава должен приготовить, затем каждый занялся своим делом. Мама предупредила мальчика, если ему что-то понадобится, он может обратиться к ней с просьбой. Подобные поручения своему сыну женщина давала каждую субботу (ремонт книг, рыхление почвы у комнатных растений, мытьё подоконников и т.п.) От мальчика требовалось умение трудиться в заданном темпе, выполнять объём работы от начала и до её завершения. Выполняя подобные поручения,  у детей формируется осознание того, что они, как все члены семьи, несут ответственность за качество своих действий, и у детей воспитывается нравственная активность и ответственность. Мама Славы всегда поощряла инициативу мальчика — что сделать по дому.

труд в патриотическом воспитании детей является

Но следует понимать, что дети не всегда знают, что и как необходимо делать. Здесь-то и нужна, бывает, помощь взрослого. Организуя поручения своим малышам, родители должны понимать, что содержание труда должно соответствовать имеющимся у дошкольников умениям и навыкам работы. Очень важно, организовывая детский труд, мотивировать необходимость выполнения той или иной работы. Не менее важен и тот факт, что работа должна быть систематической и постоянной. Причём, очень важно, чтобы труд  имел действительно значимость для окружающих, а не надуман. Взрослые же должны следить за выполнением работы, умением детей добиваться поставленной задачи.

Труд в патриотическом воспитании детей

Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сказанное к патриотическому воспитанию детей через трудовую деятельность? Самое непосредственное. Если человеку небезразлично то, что он делает и насколько качественно он это делает, значит, человек этот любит своих близких, своё окружение, и, естественно, он будет любить и ценить свою Родину. Поэтому, взрослые, воспитывая своих малышей, должны научить их радоваться труду, особенно совместному труду, прививать им чувство ответственности за порученное дело, приучать самостоятельно, замечать непорядок в своей комнате или уголке, доме, во дворе.

патриотическое воспитание детей через трудовую деятельность

Пример: мама Славы прививала мальчику умение следить за порядком в доме, а папа, всегда привлекал сына к уборке во дворе, ремонту инвентаря, работе в саду. Кроме того, они много занимались ручным трудом:  плели красивые сетки для кашпо под цветы, подарили маме деревянные разделочные доски, которые Слава сам расписывал, для бабушки сделали прекрасную шкатулку под пуговицы из старых открыток, долго хранившихся в доме и прочее. Взрослые делали всё для того, чтобы сын трудился самостоятельно, однако, умели тактично прийти мальчику на помощь, принять правильное решение и следили, чтобы не снизилась самостоятельность и активность ребёнка. Всегда у родителей находились нужные слова похвалы и придумывались поощрения.

Патриотическое воспитание детей в семье через труд значение

Труд как средство в патриотическом воспитании детей через рассказы взрослых:  о труде  бабушки (бабушка работала поваром), показывая старые черно-белые фотографии.

патриотическое воспитание дошкольников в семье через труд людей

Дедушка работал на автомобиле-«молоковозе», то же рассказывал о сложностях и ответственности своей работы, особенно в летний период времени при перевозке молока с фермы на маслозавод. Отец унаследовал профессию отца, только грузы у него были потяжелее и не скоропортящиеся, но, тем не менее, их необходимо доставлять вовремя, так как  их ждут рабочие. Мама Славы работала на почте, много рассказывала мальчику о профессиях почтовых работников, часто брала его с собой на работу, и Слава видел, как хранятся посылки, как вынимаются письма из почтовых ящиков и т.п. Его маму часто приглашали в детский сад для рассказа о своей работе. В семье много было старых  писем, открыток, все они бережно хранились в книжном шкафу.

Патриотическое воспитание детей через трудовую деятельность как:

  1. Привычка сохранять вещи в порядке у мальчика была воспитана с раннего детства.
  2. С воспитанием бережливости, приучением к порядку вырабатываются такие качества личности, как аккуратность, привычка всё убирать на место, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
  3. Привычка бережно относиться к своим вещам со временем научит детей умению беречь и ценить природу родного края, желание работать вместе с родителями на благоустройстве улиц, озеленении дворовых территорий, участков и т.п.

При определении содержания совместной с взрослыми трудовой деятельности  следует помнить об общих переживаниях, которые даст эта деятельность.

патриотическое воспитание детей через трудовую деятельность является

Уже само по себе совместная деятельность даёт детям радость, а если они знают,  для чего она предназначена, то труд уже имеет общественную значимость, направленность. Знакомство детей с трудом взрослых лучше всего будет происходить при ознакомлении дошкольников  с родным городом, селом: устраивая прогулки, например, в новый сквер, строительство какого-либо объекта, рассказы о том, почему улица носит имя (Петрова, Луначарского и пр.), предновогодний город, посещение рождественских ярмарок. Помню, как бабушка на Рождество пекла фигурки «Козули» — делались из вкуснейшего теста изображения домашних птиц, животных  и выпекались. Став постарше мы с сестрой помогали ей стряпать  эти «козули». При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания детей через трудовую деятельность является, может быть,  каждая прогулка, которая  может стать средством формирования гражданственности — «Здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Этот парк называется…» и прочее. После подобных прогулок целесообразны беседы с детьми на равных об  увиденном на прогулках, экскурсиях, умение делать зарисовки, лепить, клеить и т.п. Постепенно ребёнок поймёт, что он является частью  большого коллектива, у  него будет сформировано чувство гражданской ответственности и патриотизма. Но, чтобы закрепить зарождающееся чувство патриотизма, нужно пополнять опыт ребёнка, упражнять его в нравственных поступках, следуя принципу – всё, что можно, предоставлять для восприятия детей.

Advertisement

Комментарии закрыты.