Труд в жизни детей

Труд детей дошкольного возраста

Когда мы детей привлекаем к труду или трудовым поручениям, перед нами стоят задачи:

  •  формирование правильного отношения детей к труду;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • воспитание трудолюбия.дошкольник и труд

Особенности труда детей

Определяются их возрастом, но следует помнить, что каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. В семье у детей должны быть постоянные трудовые поручения. Только при этом условии труд будет оказывать воспитательное значение для ребенка и подготавливает его к осознанию нравственной стороны отношения к труду.

Необходимо поддерживать положительное настроение детей в процессе работы. Важно, чтобы ребенок был уверен в успешном завершении дела. Такое настроение должно поддерживаться взрослыми.

Формы труда детей дошкольного возраста

Существует несколько форм труда, которыми дети в период от 2 до 7 лет должны овладеть:

  1. Итак: вашему ребенку 2 года. В этом возрасте идет подготовительный этап к воспитанию трудовых навыков и привычек. Прививаем своим малышам навыки самообслуживания: учим детей одеваться и раздеваться, без помощи взрослых снимать одежду, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, складывать одежду в определенном порядке.
  2. Хозяйственно-бытовой труд. К этому виду труда детей начинают привлекать с трех лет, постепенно, с возрастом увеличивая нагрузку. Виды работ этого труда для дошкольников незначительны, но необходимы. Дети должны следить за порядком в своем игровом уголке, сами убирать за собой краски, кисточки, карандаши и прочее. Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении, а к 7 годам участвовать в уборке игрового уголка, уголка для занятий, протирать пыль в комнатах и т.п. Приучайте их, независимо от пола ребенка, накрывать на стол и помогать убирать посуду со стола, со временем пусть моют её сами. Даже, если у вас есть посудомоечная машина, определите четко, что ребенок должен вымыть руками.
  3. Труд в природе. Воспитывайте у своих детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, пусть помогают вам садить некоторые овощные культуры. Если ребенок просит завести животное или птичку, вы ему не можете отказать, то поставьте условие — ухаживать за любимым животным будет он сам. Конечно, на первых порах необходимо помочь.
  4. Ручной труд. Он по требованиям «Программы по дошкольному воспитанию» начинает проводиться с детьми с пятилетнего возраста. Сюда входит работа с бумагой и картоном, природным и бросовым материалом, работа с деревом.

органиация трудаФормы организации труда детей

  • Трудовые поручения. Воспитываем умение замечать непорядок в одежде и с помощью взрослых устранять его. Кроме того, воспитываем желание помогать взрослым по дому. Например: помочь бабушке собрать бумагу с пола, поставить игрушку, посуду на указанное ею место. Помогать взрослым собирать на участке листья (если частный дом или дача) и многое другое. Давая подобные поручения, мы формируем таким образом активность детей, их интерес и желание выполнять поручения взрослых, способность преодолевать трудности.
  • Предоставление самостоятельности. Паша сам надевает верхнюю одежду, делает все достаточно медленно, но мама его не торопит, она знает, что мальчику нравится одеваться самостоятельно. Сейчас они застегнут пуговицы, повяжут шарф и довольные пойдут в детский сад и на работу. Вы думаете, мама Паши не торопится? Еще как, но она совершенно точно определила для себя: то, что ребенок, может, должен делать сам. Только таким способом взрослые могут воспитать у детей опрятность, научить замечать непорядок в одежде. В 3 года такое требование к ребенку совершенно оправданно. А в пять лет он должен уже сам застегивать пуговицы и следить за аккуратностью в одежде.
  • Помощь взрослым. Можно зимой растить огород на окне, а ухаживать за ним будет ваш сын или дочь. Детей же старшего дошкольного возраста необходимо приучать работать на приусадебном, дачном участке вместе со взрослыми. Однажды Витя (6 лет) с Надей (8 лет) решили помочь родителям перекопать грядку, они видели, как папа это делает, но не смогли справиться. Папа пришел с работы, они помогали ему (нажимали на лопату по очереди, чтобы та вошла в землю). На следующий день папа купил им садовый набор, где были лопата, грабли и совок для пересадки растений. Они вместе трудились, каждый делая свое. Папа все сделал правильно, так как в таком случае очень важно не отбить желание трудиться. Пусть папа не вскопал во время грядку, зато дети не откажут ему в следующий раз в помощи.
  • Совместная работа с другими детьми и взрослыми. Работа по ручному труду начинается с привлечения детей к ремонту книг, разных коробок и т.п., далее начинайте изготавливать игрушки из природного и бросового материала, бумаги и картона.
  • Привлекайте к изготовлению игрушек-самоделок для детских игр, поздравительных открыток, ковриков из бумаги, различных вертушек, корабликов и прочее. Для ребят занятие это будет приятно, если вы с ними обыграете эти самоделки. Например, драматизация знакомых сказок или придумайте свою сказку.

значение труда в воспитании ребенкаВоспитание и развитие детей в труде

Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а в последствии и вовсе отвращение.

Не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постепенно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество — волю.

Труд и воспитание детей дошкольного возраста

Формируя у детей трудолюбие, необходимо научить их ставить перед собой цель. Цель ставиться независимо от рода занятий. Например, ваш ребенок 5 лет решил рисовать. Сразу же подскажите ему, что сначала необходимо приготовить краски, кисточки, воду для промывания кисточек и необходимую бумагу, и пусть малыш скажет вам, что он будет рисовать. А после рисования он должен все сам за собой убрать, и вы вместе обсудите рисунок. Таким образом, вы беседуете с ребенком и направляете его деятельность соответственно задуманному плану.

Действовать так необходимо до тех пор, пока малыш не привыкнет сам ставить цель, намечать план работы и способы её выполнения.

Перед Надей мама поставила цель: привести в порядок комнатные растения (убрать сухие листья, опрыскать их и полить). Надя до подоконника не смогла достать и встала на стул. Ей было неудобно, но она работала. Когда мама увидела, как девочка выполняет работу, поняла, что ошиблась, не сказав ей, что комнатные растения следует составлять на пол, так удобнее с ними работать.

Проще говоря, мама не направила внимание дочери на логическую последовательность действий в процессе выполнения работы.

Если деятельность не направляется, то ребенок делает много ненужных действий, идет бесцельная трата энергии, а отсюда часто возникает у детей неудовлетворенность от результатов работы.

Результат труда -это как раз то, что отличает трудовую деятельность детей от игры. В труде результат — обязательный компонент деятельности. На его достижения требуются определенные затраты физических и умственных сил детей. Но он часто не зависит от количества затраченных усилий. И его нельзя рассматривать, как главную задачу, ради которой трудятся взрослые и дети.

В труде детей дошкольного возраста достижение результата помогает воспитать интерес к тому или иному виду труда.

значениетруда в восптании ребенка Не следует, конечно забывать, что в результате труда и достижения какой-либо цели у детей проявляются личностные качества. Такие как: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно и т.д.

При подведении итогов труда принято пользоваться поощрениями типа: «Молодец. Посмотри, как ты хорошо протерла пыль с листиков растений, опрыскала их и быстро все сделала. Только давай запомни: в следующий раз все растения будешь ставить на пол. Так легче работать и чище протрешь подоконник».

Влияние труда на развитие детей

Воспитывая интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей хорошего качества труда следует постепенно, согласно его возрастным особенностям, а так же характера труда.

Отношение детей к труду меняется, если перед ними ставиться задача сделать что-либо для других. Например, поздравительные открытки для членов семьи к Новому году, 8 марта, Дню рождения, какую-либо игрушку-самоделку для младшего брата, сестренки и прочее.

Важно, чтобы сам ребенок осознал свои достижения. Даже, если результат труда не устраивает взрослых, но вы видели, что малыш старался, работал , не отвлекаясь, похвалите его за старательность, терпение, а высокое качество придет по позднее. Важно поддержать в детях уверенность в том, что неудачи это лишь временное явление, если малыш постарается, то все получится. А для того, чтоб все получилось, используйте любые ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том навыке, которым он плохо владеет.

Приобщение детей к труду

Как дошкольника научить трудиться, когда он любит играть?

Положительно влияет на детей факт привлечения их к совместной уборке помещений, на приусадебном и дачном участках: весной — подготовка семян, рыхление почвы, посадки различного рода; летом — прополка, полив и прочее. Зимой — уборка снега, поделка и подвешивание кормушек. С удовольствием дети моют игрушки, помогают накрывать на стол, убирать за собой и другими посуду и т.п.Правильно поступают те родители, которые вменяют в обязанности детям работы типа: пример- мама Вани поручала мальчику следить за грядкой гороха с 5 лет (полив, прополка, рыхление), мальчик носил дрова для топки печи в бане, стирал для себя носовые платки, носки, панамки (летом),помогал убирать в доме. К 7 годам мальчик все эти работы делал без напоминания. Здесь прослеживается момент систематичности в работе, воспитание самостоятельности, а главное понимание того, для чего данный труд необходим.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых

К поступлению в школу у детей должны быть сформированы представления о труде строителя, работника сельского хозяйства, педагога, медицинского работника, библиотекаря, работников разного вида транспорта, полиции (в частности работников ДПС, участковый инспектор), пожарной охраны. Желательно, чтобы ребята знали о характере труда этих профессий, о роли механизации, компьютеризации и автоматизации. Дайте им представления о героях Социалистического труда и т.д.

Как рассказать детям о труде взрослых?

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых — самый эффективный прием знакомства детей с трудом окружающих его людей. Начните с профессий близких вам людей. Расскажите детям, какая ваша профессия, какие виды материалов или транспорта и прочее вам необходимо, чтобы решить трудовую задачу. Конечный результат вашего труда и т.п. Если есть возможность, возьмите ребенка ненадолго к себе на работу и покажите дело, которым вы занимаетесь, сводите своего малыша на экскурсию на близлежащее предприятие.

Следующий этап — чтение художественной литературы по профессиям (К.М.Станюкович «Максимка»,И.С.Тургенев «Записки охотника», А.П.Чехов «Мальчики»,В.М.Гаршин «Сигнал» и многие другие рассказы)

Далее — рассматривание картин и картинок по принадлежности к профессии. Кстати, здесь вы можете познакомить детей с понятием слова «художник» и отсюда профессия художника.

Рассказы о том, как нужно ухаживать за животными дома, привлекать детей к уходу за ними.

Наблюдения за посадками в огороде, саду, если есть возможность, то посмотреть работу трактористов, комбайнеров в поле.

В процессе этих наблюдений у ребят формируются понятия, как добиться результатов в труде, а следовательно будут развиваться такие качества личности, как настойчивость, старательность, ответственность.

значение труда Для закрепления полученных знаний о профессиях поиграйте с детьми в дидактические игры типа: «Кто больше знает профессий?», «Кто чем занимается?», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Добавляли» (плотник делает рамы и…(полы),в небо синее пилот поднимает…(самолет) и прочее)

Организовывайте больше сюжетно-ролевых и творческих игр о профессиях. Если малышу не с кем играть, то сами поучаствуйте в таких играх.

С каким видом труда вы бы ни знакомили детей, какие бы поручения им не давали, всегда помните, что, организуя труд детей, вы учите их овладевать трудовыми навыками, умениями ставить цель, организовывать свою работу и испытывать чувство удовлетворения от выполненного задания. Кроме того, воспитываете положительное отношение к труду, осознание его значимости и необходимости.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ