Трудности первоклассника в школе

деект речи у детей Трудности первоклассника в учебе

Есть особая группа трудностей в бучении первоклассников, которые обнаруживаются буквально в самом начале пребывания ребёнка в школе:

Дефекты речи у детей

Эти трудности первоклассников – результат невнимания родителей и других взрослых членов семьи к ребёнку в раннем возрасте, когда идёт процесс активного овладения речью, подражание ребёнка своим  сверстникам  или взрослым, имеющим дефекты   речи. Недостатки произношения сразу скажутся при письме. Исправлять подобные дефекты развития речи детей лучше всего при помощи логопеда, но, в крайнем случае, получить хотя бы консультацию специалиста и работать с малышом самостоятельно.

Заикание у детей

Часто проблема заикания детей кроется в неправильном дыхании, так как от дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и изменения его оттенков. Очень важно самого раннего детства научить ребёнка говорить на выдохе, не торопясь и экономно расходуя воздух, набранный в лёгкие перед тем, как начать говорить. Заикание может сказаться не только на результат учения, но и на самочувствие первоклассника. Поэтому родители должны заранее рассказать учителю о существующем недостатке, а уж он настроит класс на доброжелательное отношение к вашему ребёнку.

Расстройства чтения, письма и счета

Расстройство чтения и письмазаикание у детей

Навыки письма осваиваются детьми вообще очень трудно, ошибки многообразны. Не спешите принимать какие-либо  меры. Просто на первых порах обучения родителям таких детей необходимо помочь ребёнку в выполнении задания. В данном случае ограничиваться только контролем нельзя, так как строгий контроль не побуждает заниматься старательнее, добиться результата будет очень трудно, а иногда и невозможно. Если вы заметили, что одни и те же ошибки начали повторяться в письменных работах, то следует присутствовать при выполнении задания и помочь ребёнку справиться с ним. Возможен дефект письма из-за дефекта речи. В данном случае необходима помощь специалиста в исправлении дефектов речи. В остальных случаях, как правило, помогают консультации учителя.

Расстройство  чтения встречаются часто  у первоклассников. Основные трудности при овладении навыками чтения и в понимании прочитанного, так же сказывается и темп чтения. Всё это приводит к непониманию прочитанного, а иногда и к искажению слов, например, вместо слова «картошка» ребёнок может прочитать «картонка», «карточка» и прочее. Но наиболее яркое расстройство – перестановка, замена одних звуков на другие. Происходит это от того, что ребёнок, прежде всего, плохо различает на слух звуки речи, ему трудно запомнить графическое изображение звука, т.е. букву. Чем беднее представления ребёнка о звуке, тем  труднее формируется навык чтения.  Представьте себе ситуацию: Мальчик в 4 года вместо звука «Т» произносит звук «Х» и у него получается «Холя» вместо Толя, «Хопор» — вместо слова  топор и т.п. Однажды соседка  Толи  заметила, что мальчик неправильно произносит своё имя и в очередной приход назвала его «Холей». Мальчик искренне возмутился и закричал: «Я не Холя, а …», у него не получилось. Таким образом, соседка вольно или невольно обратила внимание мальчика и его родителей  на неправильное произношение звуков и способствовала устранению такого досадного недостатка речи. Точно таким же способом бабушка Тани (3 гоад), устранила неправильное произношение слова «варенье». Девочка  с раннего возраста привыкла его произносить как «енье». Однажды она подаёт бабушке вазочку с вареньем и говорит: «Ешь енье», бабушка сказала: «Я не могу есть это, так как не знаю, что ты мне подала» Девочка по слогам произнесла: «е-ни-е». Она искренне считала, что говорит правильно, и никто из взрослых её не поправлял. Недостаток внимания родителей к речи  дочки привёл к неправильному произношению данного слова, были ещё в запасе девочки слова, неправильно ею произносимые. Если не обращать на данные факты внимания, в школе это приведёт к расстройству чтения,  к расстройству письма.

Для устранения подобных расстройств письма и чтения не надо затрачивать много времени. Вполне возможно включать необходимые упражнения в игры с детьми и многие повседневные занятия. Например, произнесением скороговорок и чистоговорок можно заниматься при уборке помещения, на прогулках, работе на огороде, дачном участке и прочее.   Мама Вити (6 лет) постоянно тренировала мальчика в произнесение звука «Р». Везде, где они бывали вместе, она подбирала слова с данным звуком и просила сына произносить слово. Слова были самыми разными, и работа шла долгие месяцы. Зато сколько радости оба испытали, когда мальчик правильно произнёс скороговорку «Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»!

растройство счета и письма Вот так, на прогулке, в играх, магазине, библиотеке,  при чтении и т.п. неназойливо, как бы мимоходом, вспоминайте трудные звуки, сочетания, слова, в которых ребёнок делает ошибки, просите его читать  написанное  на афише, рекламном щите, вывесках магазинов и т.д. Ваше внимание к правильной речи малыша, ненавязчивые занятия с ними понемногу, но постоянно – самый верный путь к недопущению расстройств чтения, а позднее письма.

Расстройство счёта

Если ваш ребёнок перед школой прошёл полное медицинское обследование и у него не выявлено никаких заболеваний, влекущих к расстройству счёта, то в основе расстройства могут лежать причины отклонения в пространственных представлениях. Именно с пространственными представлениями связано понятие числа и действия с числами. В данном случае помогут дидактические игры типа «Что справа? Слева и т.д.?», «Где, чей домик?», Разговор по телефону, «Отгадай предмет по названию частей» — взрослый называет части предмета, а дети предмет. Естественно, что предметы, игрушки должны быть хорошо знакомы детям. «Доскажи слово», «Назови одним словом» — перечисляются названия овощей, фруктов, предметов обихода, посуды и т.д., дети должны назвать их одним словом, например, «посуда». «Отгадай предмет по названиям частей», «Аналогии» — взрослый просит детей назвать слово, которое начинается на тот же звук в слове, который он  произнесёт и произносит слово, например «арбуз», ребёнок должен произнести слово на звук «А» -апельсин и т.д. «Строители» — составить слово из кубиков или конструктора (лето, мама и прочее), «Какой я звук?» — взрослый говорит: «Я -согласный звук, умею звенеть, как комарик»  («З») или «Я — гласный, умею гудеть, как пылесос» («У»),  и многие другие игры, которые можно найти в интернете, в специальной литературе и придумать самим. Если появились трудности в решении задач, то сначала проверьте, умеет ли  ваш ученик отличить условие  задачи от её вопроса. Чаще всего, причина кроется именно в этом непонимании. Подобные ошибки, в какой-то степени, быстро решаются в процессе обучения. Естественно, нужна стабильная помощь родителей при выполнении ребёнком. Контроль родителей за выполнением работы ученика эффективен только тогда, когда вы уверены, что ваш ребёнок готов самостоятельно  справиться с работой. Конечно, необходимо поддерживать тесную связь с учителем класса.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ