Трудности воспитания дошкольников

трудности развития детейТрудности развития детей

В процессе становления личности ребёнка существуют важные узловые моменты, которые практически неизбежны для каждого из детей. Эти решающие этапы роста  и развития детей  называют возрастными кризами, так как они соответствуют определённым возрастным периодам:

  1. В характере подрастающего 2-4 летнего малыша начинают проявляться упрямство и своенравие.
  2. В 7-9 лет у детей, как правило, начинает проявляться переоценка самого себя: «дома я хороший, в школе плохой или наоборот. Какой же я на самом деле?»
  3. 13 – 16 лет — подростковый возраст. Это возраст, когда появляются новые черты характера – дерзость, пренебрежение авторитетам, непокорность и т.п., а перестройка организма, связанная с половым созреванием, преподносит сюрпризы в виде влюблённости. Дети начинают задумываться о любви  и верности, жизни и смерти. Кроме того, происходит  их приобщение к философии человеческого существования.

«У меня трое детей. Я заметила странную вещь: каждого ребёнка  примерно  в  три года словно подменяют. Они становятся упрямыми, непослушными, капризными, а через год – полтора всё нормализуется. Что это такое?»,- заметила Н.Е. однажды в первые капризы разговоре с педагогом младшего сына. Действительно – что происходит с ребёнком на этапе 2-4 лет?  Детские психологи сошлись в своем мнении, что именно в этом возрасте происходит самая быстрая прибавка в росте и весе, т.е. существенные физические изменения, а так же формируется чувство «Я». Ребёнок активно заявляет о себе, перед ним будто бы открывается  магическое: «Я есть!», «Я хочу;  я не хочу; я самый хороший; я сам; я  боюсь и прочее» (Читайте  статьи «Образ «Я», «Я сам!».)

Первые капризы малышей  пронизаны наивным эгоизмом. Он упрям, потому что желания для него самое главное. Малыш капризен, потому что желания его часто меняются. Дитё нуждается в похвале и требует повиновения, так как он очень хороший и его должны все любить. Именно по этой причине ребёнок может быть ревнивым и завистливым. Озабоченность собственным «Я» часто порождает различные страхи у детей в возрасте 2-4 лет. Их, как правило, пугает всё неизвестное, а так же то, что им не нравится. Следует оговориться. Что не у всех детей проявляются подобные  явления. Но даже, если и не у всех, то нормально ли это? С точки зрения взрослого воспитанного человека, конечно, это нехорошо.

Трудности воспитания детей дошкольного возраста

Но… давайте посмотрим на личность ребёнка в возрасте 2-4-5 лет. Мне нравится сравнение структуры личности малыша с детским рисунком, где нарушены все пропорции, а краски не имеют оттенков.  В статье «Капризы и упрямство что это такое?»  говорилось, что дети все воспринимают в чистом виде. Для них чёрное – это чёрное, красное – так красное.  И лишь воспитание в процессе всей жизни делает эти контуры более изящными, а  цвета приобретают оттенки.

Капризы дошкольников

Конечно, не всем капризам надо потакать. Давайте сравним капризы и упрямства с падениями и ушибами при попытке детьми ходить. Мы же не можем искоренить эти падения.  А полученные в результате травмы – это следствие,  которое мы лечим тем или иным способом. А иногда просто достаточно подуть на ушибленное место или рассказать, что-нибудь  весёлое, тем самым отвлекая малыша от проблемы или просто прогнать боль и передать её «злому волку» или подуть на ушибленное место и прочее. Точно так же и с упрямством, не всё нужно искоренять, и не всегда уместны наставления и нотации, замечания и т.п.

Ну и, наконец, уважаемые родители, вспомните:

  • Когда ребенок впервые пошел, у вас ведь не было желания идти вместо него?  Так почему много позднее многие из вас убирают за своего ребенка игрушки, кормят с ложечки 3-летнего малыша,  застегивают пуговицы на рубашке :-летнего ребёнка и прочее?
  • Ситуация:  малыш приходит с прогулки, одежда перепачкана, Ваша реакция? Вот-вот…, а мама Васи спрашивает: «ты что делал? Что нового узнал». Конечно же, ребёнок поделится  с мамой и своими познаниями и новостями, ведь маме понятно, что он познаёт мир. Как прекрасно, что любящие родители могут капризы детейпроявить мудрость и понимают, что требовать чистоту одежды во время детских игр, труда и т.п. это  то же самое, что требовать от маляра, механика, чтоб на их одежде не было бы характерных пятен. Понятно, что навыки аккуратности и чистоплотности необходимы, но  не в подобных  ситуациях.Читайте статью  «Знакомство с социальным миром»;
  • Ну и не менее важно то: достаточно ли мы сознательно действуем на детей своим примером? Привлекаем ли их к совместной деятельности? Если нет, то не удивляйтесь, что ваше дите вдруг начинает повышать голос по пустякам, стучать кулаком по столу и просто без причины плакать, чего-то требовать и т.п. А по поводу совместной деятельности могу с уверенностью сказать, что многие родители на первый план выдвигают свои собственные интересы, оберегают свой покой и прочее: ведь ребенок может разбить тарелку, потерять винтик, нальёт много воды, если вдруг будет что-то мыть и т.п. Пример, Надя (с  четыре с половиной  года) после обеда просит у бабушки помыть посуду. Бабушка быстро отвечает: «Иди,  играй, подрастёшь, надоест её мыть, успеешь ещё…». На вопрос соседки: «Почему девочке не разрешают помогать»,- бабушка Нади   резонно заметила: «Она не столько помоет, сколько вокруг себя нальёт воды, а мне и посуду перемыть и пол подтирать».

Просто взрослые, оберегая свой покой, забывают или не задумываются над тем, что их совместная деятельность с детьми, личный пример в делах был,  есть и будет чрезвычайно значителен для  их детей.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ