Труд в воспитании детей
Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка… . Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно, но вы можете это оценить как свою родительскую победу, как педагогическое достижение. И неважно, что вы не педагог, далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество. В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание «гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно».
- «Надо!» — просто необходимо, так как без любви к труду и умению трудиться человек не сможет реализовать себя, состояться в жизни. Только трудолюбие развивает такие качества личности, как целеустремленность, упорство, сила воли, которые помогают добиться намеченной цели.
- «Трудно» — конечно, и родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у детей потребует от вас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно, ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить такую линию в воспитании нелегко.
- «Прекрасно» — да! Потому что ничто не дает человеку сознание морального удовлетворения, как осознание того, что трудности преодолены, цель достигнута и получен результат труда. Доступна эта радость лишь тем, кто любит труд и умеет трудиться.
Задачи трудового воспитания
предельно ясны – формировать у детей желание и умение трудиться, осуществлять самоконтроль за ходом и результатом работы, а так же воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность, культуру трудовой деятельности, бережное отношения к материалам и инструментам труда.
Основы трудового воспитания
Трудовое воспитание детей несомненно является составной частью всестороннего развития личности и преследует цель:
- Расширение трудового опыта детей, уважительное отношение к труду и людям труда;
- Развитие трудовых умений и навыков, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу, развивая самостоятельность, инициативу и творческое отношение к процессу и результату труда.
Трудовое воспитание в семье
Некоторые родители полагают, что физический труд требуется только тем, кто готовится выбрать рабочую профессию. Грубейшая ошибка! Физический труд, как воспитатель, в одинаковой мере нужен для всех людей, включая и интеллектуалов. Существует и другая точка зрения: «Зачем детям труд? Вон П. без всякого физического труда стал человеком и гражданином». Во-первых, никто не знает, как формировались трудовые умения и навыки в семье П. Во-вторых, не смог бы П. добиться успехов в жизни без умения трудиться. Самое главное, сторонникам и первой и второй точек зрения, да и вообще всем родителям, надо помнить: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок действительно вырос любящим труд, значит должны видеть в своих малышах не только объект воспитания, но и личность со своими интересами, взглядами на вещи, имеющей свой голос и своё особое хотение и желание. Нам чаще хочется пожалеть детей. А они безмерно счастливы, когда появляется возможность хорошо поработать, особенно, если рядом с родителями или другими взрослыми. Вспомните себя и приглядитесь к своим ребятишкам, как они восторженно встречают любую возможность потрудиться вместе с вами. Чем младше ребенок, тем восторженнее его взгляд. Недаром народная педагогика учит: «С той поры, как ребёнок научился нести ложку от миски ко рту, он должен работать».
Значение трудового воспитания
Руководствуясь этой мудростью, В.А. Сухомлинский, работая директором школы, наблюдая за детьми разных возрастов и способностей, писал, что не надо бояться омрачить золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело и трудно «… ибо, напрягая силы, он сделает больше, чем, казалось бы, позволяют ему маленькие возможности». В этом « … чем, казалось бы», на мой взгляд, состоит смысл достижения цели, испытание радости труда и удивление ребят перед имеющимися своими возможностями.
В реформе советской школы было записано, что, «как бы не сложилась судьба учеников, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности». Когда выступаешь перед родителями детей, посещающих детски сад, по вопросу трудового воспитания ребёнка в семье, все взрослые единодушны во мнении, что труд ещё никому не повредил. Это означает лишь одно — все понимают, что безделье губит детей.
Однако, мы часто встречаемся с тем, что матери надрываются, стремясь быстрее сделать домашнюю работу, но детей к тяжким семейным делам близко не подпускают.
Более того, в некоторых семьях по этому поводу бывают конфликты между родителями или бабушками и дедушками и родителями детей по поводу привлечения ребят к труду в семье.
Хочу привести пример: мама возвращается с работы усталая и печально задумчивая об ужине. Придя домой, ещё в прихожей, она почувствовала запах приготовленной пищи. Зашла в зал и увидела, что пол протёрт, все вещи на своих местах, проще говоря, в доме чистота и порядок. Когда сели ужинать, оказалось, что каша, приготовленная, на гарнир пригорела, но никто никому по этому поводу не сделал замечания, взрослые прекрасно понимали, что мальчики (Миша и Вася) старались от души сделать приятное родителям. И так было всегда, родители Миши и Васи поддерживали любые начинания и старания своих мальчиков. Позднее они не раз слышали от родителей, сверстников Миши и Васи, учителей, соседей, что они сумели привить своим детям любовь к труду. Но этот термин не очень подходит к данному случаю. Любая женщина-хозяйка знает, что сама по себе готовка ужина, стирка и другие виды бытового труда не доставляют никакого удовольствия. Но мы видим пример твёрдого убеждения мальчиков, что они делают приятное своей маме. Отсюда делаем вывод, что отношение к труду определяется не только целью и конечным результатом труда, что само по себе хорошо, но и мотивом труда. В данном случае мотивом послужило желание доставить маме удовольствие, сделать ей приятное и т.п. Таких мотивов может быть много, в том числе и честолюбие, себялюбие, ожидание похвалы, общественного признания, позднее – высокая зарплата и прочее.
Как создать такую мотивацию? Как превратить убеждение ребёнка в невозможность поступить иначе? Видимо, ответ на эти вопросы всё-таки кроется в семье. Если в семье, где растёт малыш, труд является смыслом жизни, если ребенок поймет, что труд, в конечном счёте, становится источником счастья, то ему будут понятны и доступны мотивы труда. Дети в такой семье всегда поймут, что они делают не только трудное дело, но и настоящее. Их уже не будет волновать вопрос: «интересное дело или нет?», они будут понимать, что НАДО делать. На второе место выдвигается вопрос: «могу или нет?», в данном случае воспитание и забота родителей помогут понять детям их возможности, определить мотив деятельности, а так же понять важнейшее условие выбора своего места в жизни. Родителям важно помнить – ваши слова, дела, поступки служат образцом и примером для ваших детей, в дальнейшем для внуков.
Важны ребятам рассказы о профессиях, об их значении в сегодняшнем и завтрашнем дне. О том, как остро нуждается в некоторых профессиях ваше село, город, район и страна в целом.
В заключении позволю себе заметить, что важный источник влияния на выбор профессии ваших детей, это отцовский и материнский пример и советы, с одной стороны, и напутствующее слово – с другой. Всё это взятое вместе оказывает влияние на желание и умение трудиться, а в дальнейшем на выбор профессии.