Цвет и форма

Если спросить детей в возрасте 4-6 лет в детском саду, какие геометрические фигуры они знают, я, думаю, мы получим ответ: «Круг, квадрат, четырехугольник (кирпичик), овал, треугольник». Знакомство со всеми формами в дошкольном учреждении проходит на занятиях, прогулках, в играх. Несомненно, в домашних условиях эти знания так же должны закрепляться при помощи игровых упражнений, (читайте статью «Знакомство с числами») дидактических игр. Например, в быту: форма тарелки, блюдца, дно кружки и т.д., по дороге из детского сада домой рассмотрите какой формы стены зданий, окон, калиток, половинок ворот, песочница во дворе и т.п. Хорошо, если вы приобретете геометрическую мозаику.цвет и форма

Пример: Мама Володи, купив такую мозаику, показала мальчику, как можно сделать из маленьких квадратиков и треугольников большой квадрат. Далее они делали прямоугольники, большие треугольники. Когда Вова освоил и понял, как из маленьких фигур можно делать большие, они стали делить бумажные большие формы на маленькие. Все формы были цветные. Они их складывали в коробки из-под конфет. Делили фигуры на 2-4 равные части и сравнивали части с целым. Таким образом, мальчик на практике осознал и понял главное, что целое больше части. Увлекшись работой, мама с Вовой пошли дальше. Стали выкладывать на столе различные рисунки из вырезанных разноцветных форм. Однажды вечером мама предложила сыну приготовить подарки к новому году своими руками. Дала ему готовые формы (прямоугольники, круги, овалы, согнутые пополам прямоугольники (для открыток), квадраты) и предложила сделать красивые открытки, используя опыт выкладывания форм на столе. Мальчик очень старался, и у него получились красивые открытки в виде ковриков, дорожек, ромашка, блюдце, поднос. Подарки были вручены родственникам, воспитателям и помощнику воспитателя в Новый год. У Вовы появился интерес к творческой деятельности, умение и желание завершать работу, видеть результат своего труда и показать его другим. В этом примере четко прослеживается творческая направленность деятельности. Кстати, Вова в группе показывал пример правильного применения кирпичиков, кубиков, призм, цилиндров, шаров в конструировании. Он умел доказать, почему при изготовлении настила моста нужно использовать тонкие прямоугольники, крыша — призма, кирпичик — стена и т.п.

ПирамидкаКогда работаем с формами

Одновременно с ранних лет знакомим детей с цветом. Сначала, просто называя цвет, а затем

приучаем детей правильно подбирать формы по цвету и называть его. В 6-летнем возрасте дети должны знать все цвета спектра, к семи годам их оттенки. Причем по мере осветления — светло зеленый, светлее, ещё светлее и так со всеми цветами. До поступления в школу дети должны знать и уметь осветлить темную краску с помощью белой, а так же знать, что получить зеленую краску можно путем смешения синей и желтой, оранжевую — красной и желтой. Лучше всего такое знакомство осуществлять с помощью дидактических игр:

  • «Подбери соседа» Цветные флажки, полоски или другие формы шести цветов и каждого цвета 4-5 оттенков по светлоте. Взрослый раскладывает формы произвольно, а ребенку дает задание — сложить красные и желтые формы от темного к светлому; синие, зеленые — от светлого к темному, красные, фиолетовые, как ему хочется, только, чтобы в тоне одного цвета.
  • «Пирамидка» Рассматривают пирамидку с кольцами, допустим, синего цвета. Кольца расположены от светлого к темному или наоборот. Ребенок должен нарисовать её точно так же. Сначала рисует — пирамидка стоит перед глазами. Затем задание усложняют, т.е. пирамидку убирают, ребенок рисует по памяти.
  • «Волшебные краски» Рисование красно-оранжевой моркови и желто-красного апельсина. Дайте малышу белую, красную и желтую краски. Уточните, как смешивать и разбавлять краски и пусть рисует. Примечание: эту игру применяют тогда, когда ребенок хорошо знает, как смешивать краски.
  • «Найди по описанию» Взрослый описывает любую геометрическую форму, а ребенок должен найти её среди других. Усложнение — искать заданную форму среди знакомых предметов, игрушек и т.д. Например, «найди в комнате всё, что походит на прямоугольник».
  • «Кто быстрее соберет» Эту игру хорошо проводить на детских праздниках, когда собирается несколько детей вместе.собери рисук
  • «Сложи рисунок» Дается для рассматривания рисунок из геометрических форм, ребенок рассматривает, затем должен воспроизвести его. Воспроизведение рисунка сначала по образцу, затем по памяти. Далее рассматривают незаконченный рисунок, а ребенок должен его закончить.
  • Лото «Форма и цвет», где дети должны подбирать фигуры по форме, по цвету, по форме и цвету. Пример: «собери все круги», собери все формы красного цвета»,»собери все квадраты синего цвета». Кроме того, предлагайте детям вырезать и наклеивать геометрические формы, украшая корзинки, имитируя коврики, дорожки и т.п., как это делала мама Володи.

Знакомя детей с формой и цветом, вы даете им не только новые знания, но развиваете восприятие материала, умение выбирать способ действия. Совершенствуете координацию в действиях руки и глаза, укрепляются мышцы кисти рук и пальцев.

Читайте статью «Взрослые – дети — игра».

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ