Учим детей говорить правильно

Однажды в «Одноклассниках» прочитала выражение о том, что не надо воспитывать детей, надо просто взрослым следить за собой и тогда дети всё поймут. Мысль очень верная, так как дети очень быстро и надолго усваивают то, что видят и слышат.  Но авторы подобных выражений не учитывают того, что пример взрослых то же часть воспитания. Иногда даже большая его часть, отсюда должны отталкиваться взрослые, показывая личный пример своим детям.

как научить ребенка правильно говорить

А это означает,  родителям иногда полезно пересмотреть своё отношение к окружающему, подбирать выражения в характеристиках окружающих их людей  и многое другое.

Учим детей говорить правильно

То же самое относится к речи, умению говорить правильно, хотя бы потому, что речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, старших детей.  Другими словами, овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Приведу несколько примеров из своих наблюдений. По долгу службы я часто бывала в дошкольных учреждениях, примеры приведу достоверные:

  • Однажды в группе детей среднего возраста (4-5 лет) я обратила внимание на Васю, который часто произносил слова, перевёртывая местами слоги ( «шалёпка — лепёшка, тубылка — бутылка» и т. п.). Воспитатель Нина Васильевна пояснила, что из беседы с матерью мальчика стало понятно — когда родители заметили эту особенность у своего малыша, то умилялись очень долго и рассказывали всем своим знакомым при Васе об этой его особенности. Мальчик решил, что это хорошо и стал уже думать над тем, как можно перевернуть слово. Хорошо, что взрослые вовремя спохватились и стали поправлять малыша, тем самым  сумели научить ребёнка говорить правильно без логопеда.

как научить ребенка говорить правильно без логопеда

  • Е.П. (логопед) рассказывала, как  Лёша уже к 7 годам заменял звук «л» на  нечёткий «в». Оказалось, что мальчик просто подражает тёте, у которой дефект в речи, и вместо слова лампа он произносит «вампа», лапша «вапша» и т. п. Мальчик с раннего возраста усвоил неверное произношение звука «л», исправлять дефект пришлось с помощью специалиста.
  • Мама Димы (5 лет) пожаловалась, что мальчик, подражая бабушке, говорит торопливо, проглатывая окончания. Совместно с воспитателем группы детского сада, куда ходил Дима, с этим недостатком удалось справиться в довольно короткие сроки. «Учим детей говорить правильно» — родительское собрание на данную тему провела Нина Васильевна, где родителям были рекомендованы методы и приемы устранения недостатков в речи их детей без помощи специалиста. Так же к собранию был подготовлен красиво оформленный материал по теме «Как научить ребёнка красиво говорить и правильно излагать свои мысли», где были описаны дидактические игры, с помощью которых дети легко и быстро усваивают необходимые  звуки, слова и выражения.

Важно, чтоб родители понимали и обращали внимание на то, что в общении с ребёнком в младшем дошкольном возрасте нельзя подделываться под детскую речь («ляля хочет бай», «где бибика» и прочее). Это ничего, кроме вреда, не даст. Наоборот, задерживается своевременное развитие словаря, тормозится усвоение звуков, страдает  умственное развитие.

учим детей говорить правильно консультация для родителей

В подготовительную к школе группу детского сада «Рябинка» пришёл мальчик Максим с задержкой развития словаря. Уровень развития его словаря был приблизительно такой: помощник воспитателя приглашает всех обедать, Максим радостно кричит: «Ам-Ам!» или «Ням-ням», увидит проезжающую мимо машину, называет её «би-бика», младших детей называет «ляля» и прочее. Конечно, подобные слова ребёнок должен знать, но их употребление для ребёнка, поступающего в первый класс школы, недопустимо. Уровень такого общения показывает задержку речевого развития. Значит отстаёт и умственное развитие. Для  родителей Максима  была подготовлена тема «Учим детей говорить правильно» — консультация для родителей проводилась неоднократно. Кроме того, они стали частыми гостями на занятиях по развитию речи с целью — увидеть успехи в развитии речи своего ребёнка, а так же понять необходимость работы по развитию речи.

Учим дошкольника говорить правильно

Отрицательно сказывается на развитии речи детей частое употребление слов с уменьшительными суффиксами  (столик, стульчик, больничка и т. п.). а так же произнесение недоступных для понимания детей младшего дошкольного возраста слов:  например, «сосняк, стужа, фишки, тужит» и прочее и слов, сложных в звуковом отношении (ракета, рубашка, хорошая погода и т. п.).

Важно, чтобы родители помнили, в какие возрастные сроки и какие звуки ребёнок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это понимание необходимо для того,чтобы определить несовершенство произносимых звуков родного языка и принятию мер по исправлению дефектов речи.

Следует учитывать тот факт, что недостатки произношения могут результатом:  

  1. Нарушения в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение нижних зубов по отношению к верхним. Поэтому следует обращаться с стоматологу и устранять имеющиеся дефекты.
  2. Даже незначительные нарушения слуха лишает ребёнка возможности нормального развития речи. Поэтому важно обращать внимание на слух детей, оберегать его от постоянных и сильных раздражителей ( через чур громко включенные радио и телевизор), некоторые заболевания органов слуха, лечить которые необходимо не в домашних условиях, а в медицинском учреждении.
  3. Не допускать чрезмерно громкой речи детей на морозе, приучать их дышать через нос, предупреждать развитие хронического насморка.
  4. Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится сформированности фонематического восприятия, благодаря которому ребёнок сможет отличать один звук от другого, различать даже близкие по звучанию слова типа: мал — мял; рак — мак; том — дом и т. д. От правильности и четкости фонематического восприятия зависит чистота речи, правильное её понимание.

как правильно учить ребенка говорить

Как правильно учить ребенка говорить

  • Смогут ли родители самостоятельно справиться с этой задачей без помощи специалистов? Смогут. Но для этого им необходимо знать:Перестаньте быть догадливыми, не надо удовлетворять потребности ребёнка до того, как он их озвучил. Старайтесь сделать так, чтобы ваш малыш произносил слова, выражения целиком.Необходимо самим говорить правильно, не подражать речи ребёнка, не коверкать слова. Поправлять ребёнка без лишней настойчивости, начиная с раннего возраста.
  • Систематически разговаривайте со своими детьми, комментируйте каждое своё действие.
  • Не заменяйте сложные слова более простыми. Просто необходимо пояснить их смысл.
  • Употребляйте в речи как можно больше глаголов, прилагательных, сравнений, сопоставлений, речевых оборотов.
  • Читайте художественную литературу.
  • Играйте словами, звуками.
  • Развивайте мелкую моторику с помощью занятий по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду, пальчиковой гимнастикой и прочее.

Из сказанного можно сделать вывод — в деле воспитания и образования детей эффективным средством является правильное формирование речи ребёнка. Овладение правильной речью позволяет малышам накапливать имеющиеся у них знания, совершенствовать умения и навыки жить в коллективе сверстников.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.