Учим детей играть

игра и дети Игра в жизни Вашего ребенка

«Нас в детстве играть не учили, и я не буду учить своего ребенка»,- как часто  приходится слышать подобные фразы от родителей, касающихся не только игры. Но сегодня я хочу вести разговор именно об игре.  А так ли это на самом деле? Давайте окунёмся в свое детство и вспомним первую нашу игру, и какова была её роль в нашей жизни. Как сейчас помню старшие девочки, Лида и Фрося, играли в куклы, причем куклы у них были сшиты своими руками из подручных материалов. Мы с подружкой любили присутствовать на этих играх, но однажды попросились поиграть, и нам было предложено прийти на следующий день со своими куклами. А кукол-то нет. И вот мы дома с помощью мам сшили куклы из старых  капроновых чулок, набив  их туловище, голову, руки и ноги ватой, сшили какие-то для них платьица и начали играть. Эта игра у нас затянулась до 7 класса, появились другие куклы, были сделаны для них  дома, кареты, шились наряды (были платья для похода в театр, гости, домашняя одежда, много было у кукол косыночек, шарфиков, шляпок и прочее). Каждый раз, беря в руки куклу, мы придумывали, что она будет делать сегодня. Причем наши куклы не только отдыхали и наряжались, но и «лечили больных», «обучали малышей в школе», работали на огороде, в магазине и т.п.

Другой пример:  зимой, а зимы у нас снежные, мы с сестрой и с подружками просто ходили по сугробам, измеряя ногами их глубину, иногда проваливались в снег по пояс. Не помню,  кто из взрослых или старших детей показали нам, как можно сделать  постройки из снега и какие. В последствие постройки  обыгрывались.  А в дальнейшем мы и сами учили младших делать различные снежные фигуры, крепости и прочее, и играли с ними.

Значение  игры в жизни ребёнка

 Чего, казалось бы, проще, скажи ребёнку: «Иди играть!», и он с радостью побежит. А вот и нет! Мне вспоминается случай:  когда Виталий  начал посещать детский сад, воспитательница  Нина Андреевна заметила, что мальчик правильно произносит все слова, активный запас слов у него  большой, но он не мог самостоятельно рассказать   увиденное  на прогулке, дать описание предмета, птички и прочее.  Другие дети более или менее могли составить рассказ, логически выстроив предложения, а Виталий мог толькоиграем с детьми ответить на вопросы. Нина Андреевна предложила родителям придумать игру,  которая бы обязывала его строить правильно и самостоятельно предложения,  в дальнейшем несколько предложений объединялись бы в логический рассказ. Отец мальчика увлекался игрой в шахматы и, пользуясь тем, что Виталий любит играть в войну, решил преподнести ему игру в шахматы, как сражение двух армий. Объяснил мальчику, что каждая фигура ходит по-своему, они могут устраивать друг другу засады, вести самый настоящий бой, прорывая оборону противника.  В игре мальчик выступал командиром и должен был отдавать необходимые команды и приказы. Так постепенно, играя  в шахматы, Виталий начал успешно рассказывать о том, что его волнует. Папа же пошёл дальше: увидев в процессе игры, что сын не дорожит пешками, считая, что их много, он рассудил: «Пешкой меньше, пешкой больше – разницы нет». Отец вовремя поправил своего малыша, объяснив  ему, что в бою каждый солдат дорог и привёл в пример, как Кутузов увёл свою Армию с Бородинского поля, дал возможность солдатам набраться сил и разгромить врага. Позднее были примеры из истории Советской Армии, которая прошла победным маршем по всей Европе.  В итоге игры мальчик понял, что  роль пешки возрастает, так как у неё появляется возможность проникнуть в тыл врага и стать главной фигурой в игре.   В результате он  научился логически мыслить и последовательно рассказывать о своих действиях, самостоятельно принимать решения и отдавать команды. Кроме того, ребёнок получил хороший урок правильного отношения к людям, понял, что такое подвиг и как его можно совершить.  Можно с уверенностью сказать, что после подобных игр, дети  вырастут настоящими людьми с чувством гражданского долга.

Учим детей играть

Мама Славы работала учительницей математики, а мальчик считал на пальцах. Когда он учился в первом классе, учительница с удивлением заметила, что мать не смогла правильно научить ребёнка считать. Понимая роль игры в жизни ребёнка, женщина быстро поставила перед сыном задачу – считать глазами, не трогая предметы пальцем и не переставляя их. Она придумала для Славы игру: накрывая стол к обеду, просит мальчика считать  приборы глазами и устно решать задачи – каких приборов и сколько ещё необходимо поставить на стол. Во время прогулки они, держась за руки,   считали деревья, пролетающих птичек, проходящих по дороге машин и т.п., т.е. выбирались такие виды счёта, где ребёнку просто неудобно перебирать пальцы на руках.

игра и воспитание детейПоэтому выражение: «Нас не учили в детстве играть, и я не буду своего ребёнка учить», мягко говоря, не совсем правильное. Если родители не учили, то учили старшие дети, иначе, откуда бы мы узнали, как можно играть  с куклой, а сюжеты у нас были очень интересные, а игры  с поделками из  снега?  А как сегодняшние малыши узнают  правила игры в «казаков-разбойников», «лапта», «городки», прятки  и прочее. Хотя современные дети играют уже по-другому. Присмотритесь к играм своих детей, и вы увидите, что почти все они прячутся у взрослых на виду, игры дошкольников  не продолжительны, редко малыши находят взаимопонимание в игре. Чаще можно увидеть ссоры из-за игрушек. А ещё хуже, когда в конфликты детей вмешиваются взрослые, защищая каждый свое чадо. Пример: вот мама в окно увидела,  что все дети играют, а её Вася сидит и не вступает в игру, женщина выходит и спрашивает: «Почему Вася не играет?»,- обращается к играющим  ребятам, те не знают, что сказать. Мать берёт сына и уводит. Напрасно – возможно, Вася просто присматривался к игре, возможно, не решался попроситься в неё, а, может быть, дети по какой-то причине  не приняли мальчика в игру.  В любом случае после  вмешательства мамы  ребёнку  будет трудно найти с ребятами общий язык со сверстниками.
Стоит присмотреться так же и к игрушкам, в которые дети не играют. Не понимаю, зачем взрослые покупают множество машинок больших и маленьких, которыми ребёнок упорно не играет? Любая игрушка должна служить началом для развития игры, давать толчок детской фантазии. Если этого не происходит, то у детей гасится интерес к игрушке, а затем и к игре в целом. Родители же, сетуют, что детям быстро всё надоедает и покупают новую машину, куклу и прочее. Хорошо, если ребёнок  воспротивится и скажет, что ему не нужно больше  машин, самолетов и т.д. А если нет?

Дети должны играть! Всегда счастливое детство связывалось с игрой. Такое же детство нужно и современным детям, как бы ни изменились условия жизни. Игра – это очень серьёзное дело, так как именно в ней  ребёнок учится искусству общения, умению проявлять инициативу, принимать решения, преодолевать препятствия, снимает напряжение, способствует познанию действительности и многое другое. Но помочь ребёнку организовать игру должен взрослый или старшие дети.  Необходимо просто понять, что игра не прихоть и не причуда, а необходимое средство развития и воспитания детей. Игра для детей то же самое, что и работа для взрослых. А скопившиеся игрушки лучше пересмотреть, новые машины, куклы и т.п. можно собрать в коллекции, кое- что можно подарить  младшим  детям  во дворе, на площадке, отнести в детский дом, приют и т.п.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ