Учим детей рассказывать

Наиболее самостоятельным в развитии связной речи детей  является умение описывать произошедшие события, делать  описание игрушек, картинок, предметов и вещей, животных, растений.

Рассказывание

Идет обязательно под руководством взрослых, так как в любом рассказе должна соблюдаться последовательность мысли.  Рассказ должен быть связным, содержательным,  а речь ребенка — грамотной, т.е. необходимо следить, чтобы он употреблял определения, характеризующие признаки предметов и явлений, обороты речи, однородные члены предложения и т.п.

дети рассказывают Кроме того, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Любой рассказ требует развернутости, полноты содержания, умения подчеркнуть главное, не увлекаясь деталями, и в тоже время говорить следует  эмоционально, живо, выразительно.

Естественно, для подобного рассказывания необходимо, чтобы взрослые обращали внимание на запас слов, активизацию этого запаса. Так, ребенок в 4 года должен знать 2,5-3 тысячи слов и понятий. И,  если не привлекать его к умению рассказывать, то его запас грозит перейти  в пассивный.  Инициатива взрослых заключается как раз в том, чтобы побуждать детей к различному общению, в частности, к рассказыванию об увиденном, понравившемся интересном событии.  На первых порах, просите ребенка принести интересную  или любимую им игрушку, и пусть он ее опишет. Конечно, сразу он этого сделать не сможет, прийти на помощь можно следующим образом:

запас слов ребенка

  • Самим дать описание принесенной игрушки;
  • Задавать вопросы, на которые ребенок должен дать развернутый ответ;
  • Дать план рассказа. Типа: скажи, какие у медведя уши, чем они отличаются от ушей других животных, почему задние лапы толще и длиннее и т.п.

Очень важно, чтобы в таких рассказах было подчеркнуто отличие и характерные признаки той игрушки, которую он описывает.

Когда дети научатся рассказывать по вашим подсказкам

Усложните задание. Например, опишите любую вещь, имеющуюся дома ( допустим, кровать), а ребенка затем попросите, чтобы он описал окно. Точно такой же прием используйте при описании картинки (любой), понятной детям по содержанию.  Когда дети научатся описывать предметы, события, перейдите к описанию более сложных картин, на которых изображены различные сюжеты. Эти картины можно использовать несколько раз, составляя разные рассказы.  Например, картина Левитана «Март» — можно составить рассказ по описанию природы, лошади и еще можно выделить более мелкие детали. Когда ребенок хорошо поймет содержание картины — тогда попросите его составить общий рассказ, употребляя определения, сравнения, однородные члены предложения, обороты речи и т.п. 

рассказ по подсказкам Много есть картин с изображением детских развлечений, иллюстраций к сказкам. Кстати, составляя рассказы по иллюстрациям сказки, помимо своего видения картины, ребенок может включать сюжет из сказки. Это только обогатит его рассказ. К более сложным  по содержанию картинам — взрослый может дать  начало рассказа, а ребенок продолжит его. Таким  образом, у вас получится коллективный рассказ. Можно нацелить своего ребенка на  то, какие слова и выражения он должен будет употребить в своем рассказе.

Позднее переходите к составлению так называемых творческих рассказов. Это самые сложные рассказы, но и самые интересные. Именно  тогда ваш ребенок научится более полно продумывать содержание своего рассказа, он научится сочинять и связно излагать свои мысли. Тематика рассказов должна быть близка развитию умственных способностей ребенка: «День рождения лисы», «Какая игрушка тебе понравилась в детском саду?», «Дружба березки и травки», «Как просыпаются деревья?», «Мое любимое время года», «Зима и лето» и т.д.

Конечно, дети не сразу будут рассказывать содержательно и выразительно, но при условии постоянных упражнений, они начнут употреблять эпитеты, интересные выражения, научатся выделять главное в содержании.

Очень хорошо, если родители сделают альбом детских рассказов. Дайте альбому интересное название, предложите нарисовать иллюстрации к своему рассказу.    Обучение рассказыванию оказывает влияние не только на умственное развитие детей, но и на их речевую подготовку к обучению в школе.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ