Условия развития разговорной речи детей

Непременным условием развития речи ребенка является его общение с взрослыми. В процессе общения развивается связная речь, формируется правильная разговорная речь (диалогическая).

Речевому общению ребенка и взрослого

Предшествует эмоциональное общение, на первом этапе которого ребенок отвечает на улыбку родителей, их ласковый взгляд. Малыш реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. С изменение возраста и развития интонация, мимика, хмурый и ласковый взгляд старших подкрепляются соответствующими словами, смысл которых ребенок должен понимать и усвоить.

С момента, когда ребенок начинает говорить, ему и окружающим его людям придется, много потрудится: правильно произносить слова, понимать смысл этих слов, соотносить слова с предметами и действиями.rech_1

Ребенок уже в два года

Хорошо понимает речь взрослого о знакомых предметах, об игрушках, явлениях которые они хорошо знают (идет дождь или снег, холодная погода, солнечный день и т.д.). Дети активны в этом возрасте в разговоре о предстоящих делах, легко вспоминают события, которые им понравились, например: на день рождения приходили бабушка с дедушкой. Пили чай, кушали торт, я задувал свечи.

На данном этапе родителям очень важно побуждать детей рассказывать о приятных событиях. Следует обращать, уже в этом возрасте, внимание на то, что бы ребенок последовательно и как можно точнее освещал запомнившиеся события, чтобы слушатель понял, о чем идет речь. В три-четыре года дети, видя предмет, должны не только правильно назвать, но и дать описание: форма, цвет, из чего изготовлен (конечно только знакомые материалы). Об овощах и фруктах – важно, чтобы дети знали, что они растут и дают урожай в результате труда взрослых. Например: показали ребенку морковь и предложили рассказать о ней. Примерный рассказ четырехлетнего ребенка будет приблизительно такой: «Морковь длинная, один конец у нее толстый, другой – тонкий растет на грядке. С начало надо посадить семена. Обязательно нужно поливать, полоть и рыхлить землю». Рассказ такой должен состоять из нескольких предложений. Описываются существенные свойства предмета, последовательность событий, связанных с этим предметом. В таких рассказах видна четкая связь речевого и умственного развития, т.е. чтобы хорошо рассказать, нужно четко знать развития событий, уметь отбирать основные свойства предмета, 01_969установить причинно-следственное отношение (другими словами, если морковь не посадишь, то ее и не будет. А если посадишь – необходим хороший уход).

Когда ребенку предлагаете рассказать

О чем-либо, следите не только за содержанием и за достижениями связной речи, но и научите малыша выделять в рассказе главные слова, использовать интонацию, употреблять прилагательные, строить сложные предложения, использовать в рассказах союзы для связки слов и предложений (и, а, потому что, какой и т.д.).

Связная речь вбивает в себя достигнутые знания ребенка и владение или родным языком. Другими словами можно сказать так: ребенок учится мыслить, учась говорить, но также он совершенствует свою речь, научившись мыслить.

Но и для сведения: связная речь может строиться непроизвольно, т.е. стихийно (увидел ребенок что-то интересное и тут, же рассказал.) Второй вид связной речи – преднамеренная речь, которая планируется взрослым. Это более сложный вид монологической речи и требует отдельного внимания.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ