Условная мерка для детей

Понятия  длина, ширина, высота предметов неразрывно связано с понятием «величина». По опыту работы с детьми старшего дошкольного возраста, могу с уверенностью сказать, что с понятием «величина» дети связывают, как правило, только длину и объём предметов, а, если их попросить обозначить словесно разницу в предметах, то они вам скажут: «большой и маленький».

обучение детей измерению величин

Обучение детей измерению величины

Дошкольникам, особенно будущим первоклассникам, необходимо знать, что предметы имеют свои свойства. Например,  у стола и стула есть длина, ширина и высота; у овощей и фруктов есть объём и вес, у жидких и сыпучих тел — то же есть объём и вес, причём объём зависит от тары, в которую помещено вещество.  Упражняясь в сравнении предметов, дети начинают отличать их по признакам. Полезно чередовать упражнения:

  • «Какая дощечка длиннее, короче? Какая – шире – уже? Выше – ниже?» 
  • Если сравниваете коробки, ящики, то будет закономерный вопрос: «Какая коробка (ящик) глубже, какая – мельче?» и т.д.

Дошкольники могут и должны сравнивать нарисованные предметы, типа – дорога широкая, а тропинка узкая,  многоэтажный дом высокий, а одноэтажный – низкий. Предлагайте детям рисовать широкие и узкие ленточки, длинные и короткие, толстые и тонкие  дощечки, высокие и низкие, толстые и тонкие  столбики и т.п. Полезны упражнения в раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине. В данном случае закрепляются словесно понятия «тонкий, тоньше, ещё тоньше, самый тонкий» и т.п.

Умение выделять длину, ширину, высоту, толщину  предмета – необходимая предпосылка для перехода к измерению предметов детьми дошкольного возраста, понимания ими линейных величин. Целесообразно упражнять детей в измерении длин предметов и расстояния между ними. Например, бросаете с малышом мяч и соревнуетесь «Кто дальше бросит?».

Измеряете расстояние брошенного мяча от себя шагами. Ваш шаг будет условной меркой. У кого будет большее количество шагов до мяча, тот и выиграл. Одно условие необходимо соблюдать – мерить шагами должен один и тот же человек, так как размер шагов у всех разный. В процессе  таких игр и игровых упражнений  дети начинают понимать, что надо измерять расстояние по прямой линии, у них формируется умение располагать предметы  в пространстве и определять какой предмет находится на более близком или более далёком расстоянии от ребёнка либо от какого-то предмета.

Измерение предметов дошкольниками

Измерение – сложная деятельность, поэтому следует соблюдать определённую последовательность. Приступая к обучению детей измерению, учим их сначала определять  длину, ширину, высоту предметов. Причём взрослый должен показать на конкретном примере, как надо правильно сделать замеры: точно от края и до края прикладывать мерку по прямой, отмечая мелком, кусочком мыла, карандашом, фломастером, маркером (чем угодно) конец мерки и вновь её укладывать, так продолжать по всей длине предмета, а затем сосчитать количество мерок. Когда воспитатель подготовительной группы детского сада «Огонёк» Л.А. проводила первое занятие по знакомству детей по теме «измерение длины обеденного стола» и показала детям, как нужно делать измерение,  выполнить  задание смог только  Костя, так как у него мама работала портнихой.  Мальчик видел, как надо прикладывать мерку,  измеряя длину предмета. Обучение измерению дошкольников ставилось воспитателем как первоочередная задача на занятиях по аппликации, конструированию, а так же в работе на приусадебном участке, где дети измеряли длину, высоту и ширину грядок, цветочных клумб, скамеек для сидения и ходьбы и прочее.

измерение предметов дошкольниками

Закреплять умение детей пользоваться условными линейными мерками можно, давая им задания сделать, допустим, маленькую лодку и большой кораблик при помощи счётных палочек, затем пусть ребята посчитают – сколько палочек затратили на лодку и кораблик. Что больше по длине, ширине и высоте. С помощью счётных палочек и спичек можно выложить ёлочку, домик, автомобиль, трактор и т.д. Дети сами выкладывают эти предметы и сравнивают количество мерок в разных предметах. Таким образом, незаметно, играя, в домашних условиях можно провести обучение измерению величины дошкольников.

Когда дети поняли, как измерять предмет, предложите им измерить этот предмет разными мерками и посчитать мерки. Вывод: предмет не изменился, но результаты разные, так как использовались разные мерки. Так понятие «условная мерка» для дошкольников станет очевидным и испробованным на практике.

В дальнейшем условной меркой может выступить клетка в тетради. Вот, где будет размах фантазии. Нарисовать можно всё, что угодно. Считая клетки, сравнивать нарисованные предметы по длине, ширине, высоте. Кроме того, при занятиях рисованием по клеткам становятся точнее координация движений руки и глаза,  направления движения руки, ориентировка на листе бумаги, продолжает формироваться умение анализировать и делать выводы путём сравнения нарисованных предметов.

Обучение дошкольников измерению жидких и сыпучих тел

Таким же конкретным способом следует провести обучение детей измерению сыпучих и жидких  тел. Здесь условными мерками могут выступить ложка, стакан (кружка), половник, банка, кробка  и прочее. Обучение детей измерению жидких и сыпучих тел происходит путём выполнения ими заданий типа: «Измерить количество воды, например, в стакане 100 мл  и кружке – 200 мл», условная мерка – деревянная ложка, после измерения добиваемся вывода – в кружке воды больше, чем в стакане.

обучение детей измерению сыпучих тел

Вопрос: «Сколько ложек воды в стакане? Сколько – в кружке?» Вывод: «В кружке воды больше, чем в стакане на 5ложек. Значит кружка по объёму больше, чем стакан». Пусть вас не смущает, что дети не могут запомнить  слово «объём», всё равно при подведении итогов вы должны проговаривать данный термин. Да, ещё один момент, чтобы легче было считать количество меры как  жидких и сыпучих тел, так и длины, ширины, высоты  мы во время  каждого измерения откладывали пуговицу. Когда работа закончена, просчитаем количество пуговиц и делаем вывод. Для счёта можно так же использовать счётные палочки, спички, бусинки и прочее.

Обучение дошкольников условной мерке

Далее, не менее интересны такие задания, как «Что тяжелее?». Берём 2 банки объёмом в 1 литр, которые послужат нам условной меркой. В одну банку закладываем камушки, а в другую вату. Взвешиваем и делаем вывод: банка, в которой находятся камушки, тяжелее по весу, а вата – легче. Таким образом, дети познают, что в одном и том же объёме может быть разный вес. Всё зависит от  предметов, которые положишь в банку, коробку и т.п. Интересен для детей опыт с разными по объёму коробками и положенными в них предметами. Так, если в коробки положить вату и камушки, то под 1 кг ваты нужна коробка большая по объёму, так как вата намного легче, чем камушки.

При измерении предметов дети учатся согласовывать с названием мерки число, а взрослый должен следить, чтобы ответ был полным. Например, измерили количество воды в 1 литре, ребёнок должен ответить предложением: «В 1 литре 5 стаканов воды». Важно, чтобы дети на практике умели делать все измерения, только тогда они смогут выполнять задания по зарисовке геометрических фигур и других предметов по клетке в тетради. Целесообразно, давая детям задания, подбирать такие предметы для измерения, где числа мерок будут смежными. Так, вы дали измерить красную и жёлтую ленты, пусть одна из них будет 8 мерок, а другая 7. Так у детей закрепляется понимание значений «меньше и больше» на один. Позднее задаёте своему сыну (дочери) вопрос, что нужно сделать, чтобы ленточки были ровными. В данном случае ответ предполагает, что необходимо отрезать 1 мерку от длинной ленточки. Уточняем: 8 больше 7 на 1 единицу. Вывод: чтобы ленточки были ровными нужно из 8 отнять единицу, получится 7.

обучение дошкольников измерению жидких и сыпучих тел

Такими же приёмами учим детей  определять равенство жидких и сыпучих тел. Только в данном случае можно ещё и прибавлять одну мерку, т.е. к меньшей мерке прибавим 1 мерку или от большей мерки уберём  1 мерку. В том и другом случае численный результат будет разным,  а число мерок —  поровну. К 7 годам ваши дети должны уметь решать простые арифметические задачи, в содержании которых отражаются их практические действия. Например, мы давали задачи «В графине 5 стаканов воды, Серёжа,  налил в графин ещё один стакан воды. Вопрос: сколько стаканов воды стало в графине?»  «Лена нарисовала 2 дорожки, первая — шириной в 6 клеток, вторая – 5 клеток. Насколько первая дорожка шире второй? Дополнительный вопрос на уточнение действий детей: «Как у вас получился ответ – 1клетка?»  «В пакете было 6 стаканов гречневой крупы. Мама сворила кашу из 1 стакана крупы. Сколько стаканов крупы осталось в пакете?»

Итак, можно сделать вывод, что в процессе измерения дети усваивают понятие объёма предметов, у них закрепляются умения выделять длину, ширину, высоту, толщину предметов, осознаются значения такой деятельности, как измерение. Кроме того, дошкольники осознают зависимость между размером предмета и единицами измерения (разные единицы измерения дают разный результат, хотя размер предмета один), усваивают, что число, полученное в результате измерения, показывает размер предмета по его признакам (по длине, ширине, высоте, толщине, весу, объёму). Всё это поможет детям при обучении в школе легче усвоить единицы измерения (сантиметр, метр, литр, килограмм, грамм).

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ