Устное народное творчество в воспитании детей

Важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании дошкольников играет рассказывание сказок, песенок,  потешек, загадок, пословиц, поговорок, считалок, а так же запоминание, заучивание считалок, песен, то есть то, что мы называем устное народное творчество для дошкольников. 

Устное народное творчество для детей

Устное народное творчество для детей раннего возраста — колыбельные. Они их слышат  с момента появления на свет. Ещё не умея говорить и понимать окружающее, малыши слышат колыбельные песенки, которые их не просто успокаивают, а дарят чувство покоя, счастья, радости. Здесь даже никаких примеров приводить не надо, у каждой мамы есть своя колыбельная, которую её дитя помнит всю жизнь и перадаёт своим детям.

Забытое выражение «пестушки» — от понятий «пестовать», «воспитывать». Это произвольный вид творчества. У каждого проявляется по-своему, например, с 2-3 месяцев я разговаривала со своими малышами примерно так : «Погладим головку, посмотрим, что у нас здесь такого замечательного — вот бровки: Оля удивится, бровки поднимутся вверх (делаю массирующее движение), глазки — моя девочка смотрит и что она видит? маму, Зайку (показываю на игрушку) и т.п., ручки — для того, чтобы хлопать в ладошки, ножки Олины скоро будут топать по дорожке и прочее.

устное народное творчество в развитии речи детей

 Когда ребёнок начинает говорить и понимать окружающее, полезно заучивать с ним всеми нами любимые потешки «Мальчик с пальчик», «Ладушки», «Сорока», «Баиньки-баиньки» и т.д. Причём при заучивании потешек всегда, практически, делают соответствующие их словам движения.  Влияние устного народного творчества на развитие речи детей можно понимать примерно так : колыбельные, пестушки, потешки дают малышам первое впечатление о них самих и об окружающих их предметах, доставляют радость общения с близкими ребёнку людьми.

Устное народное творчество как средство развития речи детей

 Загадка для детей устное народное творчество — самый интеллектуальный вид детского устного народного творчества. Они стимулируют память, развивают внимание, воображение и умение мыслить неординарно. Например : «Висит груша, нельзя скушать», «У нашего дружка когтки-царапки» и т.п.

Загадки легко используются как приём развития речи дошкольников через устное народное творчество. Например, вы хотите упражнять ребёнка 3-4 лет в правильном произношении звука «ш». Загадайте ему загадки типа: «Пляшет кроШка, а всего одна ножка» (юла), «Два брюШка, четыре уШка» (подуШка). Можно далее предложить ребёнку поиграть в игру «Кот на крыше», поискать предметы с данным звуком и прочее. Подбор картинок, игрушек  на данный звук, разнообразит вашу беседу  с малышом. Кроме того, по этим картинкам можно придумывать загадки.

В данном случае следует помнить, что при использовании загадок необходимо, чтобы дети имели определённый запас знаний о предметах, опыт сопоставления указанного  в загадке предмета с другими предметами, то есть необходимо учитывать доступность загадки детскому пониманию. Если ребёнок затрудняется дать отгадку, задайте ему наводящие вопросы, которые помогут дать правильный ответ. Загадки можно  использовать при формировании у детей представлений о временах года.

устное народное творчество для детей младшего возраста

Зимой знакомьте ребят с характерными приметами: «Скатерть бела, всё поле одела» и т.п., чем интересна весна? «Лежал, лежал в речку побежал?» (снег весной)  и т.д.. Загадки так же могут стать эффективным средством для активизации словаря детей. Например, попробуйте со своим сыном или дочерью составлять загадки о каких-либо предметах. Гуляя с ними по парку в разные сезоны года, обратите внимание на небо, листья, траву.  Мама Жени П. предложила мальчику придумать загадку  про осень. Она задавала ему вопросы о листьях, траве, небе  и т.п., и мальчик сумел придумать загадку « Желтые листья и трава, хмурое небо. Когда это бывает?». А весной он же, вспомнив осеннюю прогулку, вдруг продекламировал: «Ручей бежит, птичка кричит». Ну чем ни загадка? Все подобные  упражнения в конечном итоге служат развитию связной речи,  внимания, мышления, памяти, воображения, наблюдательности.

Жанры устного народного творчества, доступные детям

Пословицы и поговорки, считалки, с ними точно так же  необходимо работать, как и с загадками.  Небольшие по объёму они заключают в себе ясную, чёткую, краткую мысль о предмете высказывания и обогащают речь говорящего. Хорошо, если взрослые применяют пословицы для воспитания правильного произношения звуков, но и для умственного развития дошкольников.

устное народное творчество как средство развития речи детей

Тематика пословиц, так же как и загадок,  очень разнообразна: времена года, о труде, они помогают бороться с недостатками характера («Трусливому зайке пенёк – волк», «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» и т.п.), они учат правильно решать жизненные вопросы («Семь раз отмерь, один раз отрежь»). К месту сказанная пословица или поговорка приучает детей  к более точному выражению своих мыслей. При использовании в беседах  пословиц , поговорок важно помнить, что необходимо  разъяснять детям незнакомые им слова или слова, которые они слышали, но смысла их пока ещё не понимают.  

 При знакомстве и заучивании считалок дети могут упражняться не только в отработке звуков речи, но и в неторопливом проговаривании слов, регулировать силу голоса, а так же уточнять некоторые знания, полученные о предметах, явлениях, отработать навыки порядкового счёта.

произведения устного народного творчества для детей

Ведь почти каждая считалка начинается со счёта «раз, два, три, четыре, пять…». Но и, желательно, подбирать такие считалки, содержание которых обогащают представления детей об окружающем.

Итак, мы рассмотрели некоторые жанры произведений устного народного творчества, доступные детям. Необходимо изучать это напрвление нашей культуры и стараться знакомить детей с жанрами устного народгого творчества, доступными их пониманию. Дети по натуре выдумщики и легко смогут сочинить свои занимательные и загадочные истории.

Положительное влияние устного народного творчества на развитие речи детей и их воспитание оказывают сказки. Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ