Усвоение учебного материала

усвоение материала на уроке Ваш ребёнок начал учиться в школе  и, приходя домой,  должен выполнять определённые учебные действия — читать, писать и прочее. Всё это открыто вашему вниманию, так как вы видите все  действия, наблюдая за своим малышом. А какую внутреннюю умственную работу он совершает, когда он читает, выполняет упражнения, слушает? Как складывается его работа, протекающая «про себя»? Ведь читать и слушать можно по-разному.

Усвоение материала школьниками

Почему-то в одних случаях, школьник читает и сразу усваивает материал,  а в других не может усвоить нужный материал после многократного чтения или, слушая учителя в классе. Взрослые часто  недоумевают,  поэтому поводу и не знают, как можно определить уровень усвоения материала и помочь школьнику справится с проблемой запоминания.

Усвоение материала младшими школьниками

Многим из нас известно, что усвоение материала детьми происходит путём дословного заучивания. Полезно или вредно дословное заучивание? Вопрос  этот часто  вызывает споры. С одной стороны есть такой учебный материал, который требует точного заучивания (стихотворения, таблица умножения, различные правила и формулировки, теоремы и прочее), с другой –  при усвоении  материала в младшем школьном возрасте  наблюдается стремление учеников дословно заучивать тексты, которые требуют осмысления, рассуждения и умения передать содержание своими словами.

Усвоение прочитанного материала

Возьмём простой случай —  заучивание стихотворения. Известные пушкинские строки: «Бразды пушистые вздымая, летитплохое усвоение материала кибитка удалая…» Попробуйте вместе с ребёнком заменить слово «пушистые» на «снежные». В данном случае следует разъяснить школьнику, что слово снежные не так поэтично и напевно, а если применить слово «летучие», то теряется смысл стихотворения. Производя подобные замены слов при заучивании стихотворений, вы научите своего ребёнка видеть тонкие нюансы в словах, улавливать незначительные смысловые  оттенки, и он начинает понимать, почему поэт употребил именно это слово, и данное слово нельзя заменить другим. Именно это и является целью  заучивания. То же самое происходит при заучивании правил, таблицы умножения, а так же  при запоминании написания букв и цифр и т.п.

Далее.  Как при заучивании наизусть, так и при запоминании и воспроизведении учебного материала перед учеником встаёт задача самоконтроля, то есть необходима проверка усвоения материала самим ребёнком: запомнил или нет; сможешь рассказать наизусть, воспроизвести материал, ответив на вопросы или пересказать своими словами? Необходимость проверять себя при выполнении задания ребёнок должен понять с первых дней учёбы. Надо дать ученику убедиться, что однократное воспроизведение материала  не гарантия того, что он сможет воспроизвести материал на уроке.

Плохое усвоение материала

Слишком часто для  ученика младших классов задание «выучить» — значит запомнить дословно. Этого нельзя допускать, так как дословное запоминание мешает осмыслению текста, и порой, дети затрудняются  при ответах на вопросы по прочитанному тексту.

Если вы прочитаете статьи «Детские рассказы», «Приобщение детей к восприятию художественных произведений», вы поймёте, в чем разница между заучиванием и запоминаем, воспроизведением прочитанного текста и  изложенного на уроке учителем  материала. Поэтому, необходимо научить ребёнка запоминать и воспроизводить прочитанный материал, излагая его своими словами. Чтобы воспроизводить учебный материал близко к тексту, необходимо его неоднократно прочитывать, на это уходит слишком много времени. Из года в год объём учебного материала возрастает, и однажды настанет момент, когда ученику просто заучивание материалане будет хватать времени и сил заучивать учебный материал.  Чем это грозит – не трудно себе представить. Чтобы не повторяться в вопросах предупреждения подобных трудностей, предлагаю вам прочитать статью «Особенности выполнения устных заданий».

Заучивание материала

Работая над материалами заучивания, ребёнок пользуется простейшими приёмами – читает несколько раз, пытается воспроизвести текст частями, затем объединяет текст и воспроизводит полностью. Дословное заучивание требует неоднократного прочтения и повторения стиха, правила и т.п., но этого мало, так как любой материал требует умения выделить главное, уловить последовательность действий, событий и т.п. Именно это умение активизирует умственную деятельность и вырабатывает навыки учебной деятельности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ