Великий учитель — природа

Дети и природаКаптерев П.Ф. — основоположник Отечественной педагогической психологии, историк педагогики писал, что дети рано и надолго должны «окунуться» в природу. Они должны пережить те чувства, которые природа в них будоражит, осмыслить их. Детям непременно нужно самим мерзнуть, окунать руки в снег, кататься на санках, играть в снежки, чтобы самим почувствовать, как щиплет мороз нос и щеки. Летом — купаться, изнывать от жары, прятаться в тень, чтобы самим почувствовать прелести прохлады. Важно, чтобы они сами собирали грибы и ягоды, мокли под дождем, шлепали по лужам.

Дети и природа

Хорошо, когда дети умеют понимать природу такой, какая она есть на самом деле, замечать сезонные и погодные изменения.

Ученые-психологи считают, что естественная потребность осмысливания природных явлений длятся у детей недолго, до 10-11 лет. Вот этим и надо воспользоваться. Потому что позднее придут другие интересы.

Ознакомление детей с природой

Рекомендую — начать весной. Когда ваш 6-7 летний ребенок пойдет на прогулку, ознакомление детей с природой попросите его понаблюдать вокруг дома, какие произошли изменения в природе. Нацельте его:»Зайдешь с улицы и расскажешь об этих изменениях». Почему-то я уверена, что ребята расскажут о птицах, сосульках.

После подобного задания, мама Майи, выслушав девочку, прочитала ей стихотворение И.Никитина «Утро на берегу озера» и спросила:»Как понять:»Влага брызнула игриво жемчугом вокруг»?»

Девочка не смогла ответить на вопрос. Женщина показала девочке свои бусы из жемчуга и пояснила, что автор сравнил капельки воды с бусинками. Так же пояснила выражения «влага брызнула» и слово «игриво».

Читайте своим малышам стихотворения и рассказы о природе И.Бунина, В.Бианки, М.Пришвина, И.Тургенева и многих других авторов, поясняйте непонятные и сложные для детского понимания выражения.

знакомим детей с растениямиУ многих есть многолетние растения на участке, но почему-то практически никто не рассказывает о них своим детям, а ведь это очень просто — если вам их необходимо пересадить, попросите малыша вам помочь. В ходе работы скажите название растения, почему оно многолетнее, как его сохраняете, чтобы оно не вымерзло, почему сейчас растение необходимо пересадить или прорыхлить, подкормить. Если знаете легенду, связанную с этим растением, расскажите. Осенью вместе сделайте все, что необходимо для зимовки данному растению.

Когда выезжаете за город, обязательно обращайте внимание на панораму города, села. Пример, семья всегда ходила весной (чаще всего 8 марта)на природу в одно и то же место, оттуда очень хорошо видна часть села. Есть отличное место, откуда видна панорама села гораздо красивее и интереснее, но детям нравится именно та, которую они привыкли видеть с детства, они ходили туда 2-3 раза в год, любят бывать там и сейчас, став взрослыми.

Природа в развитии детей

Предлагайте малышам выразить свои впечатления в творчестве (рисовании, лепке, аппликации, рассказывании, сочинении и т.п.). Именно в творчестве ребята вдохновляются и осмысливают увиденное. В.А.Сухомлинский говорил, что хорошо, когда ребята выражают увиденное своими руками. «Развитие ума в кончиках пальцев»,- так любил говорить Василий Александрович.

Кормление птиц на участке, особенно зимой, имеет немалое значение. Выезжая на природу с детьми, желательно брать корм для птичек и других зверюшек, сделать им «кладовку», все равно кто-нибудь придет и поест, а кого-то, может, спасет ваш корм. Сделать это не трудно, а ребята получат хороший урок заботы и охраны животных и птиц. Зимой при помощи воды хорошо делать ледяные игрушки, которыми можно украсить двор. Ребята познают свойства воды и льда опытным путем и прочее.

Интересны в летний период опыты с водой. Например, пускание корабликов в домашнем бассейне из разного материала, разной формы. При этом наблюдать и делать выводы: почему одни кораблики, лодки тонут быстрее, чем другие.

Можно сделать небольшие грядки с одной и той же культурой. Одну грядку дети помогают поливатьсистематически поливать, а другую — пусть поливает только дождь. Осенью сравнить результаты. Привлекайте 6-7 летних детей к посеву рассады, её пикировке и высадке в грунт, прополка, полив, сбор урожая по мере созревания. Работая вместе с вами, дети учатся мыслить, делать определенные выводы и умозаключения, расширяются и обогащаются их знания, умения, навыки. Они приучаться трудиться вместе с вами. Когда станут постарше, вам не надо будет их просить помочь сделать что-либо. У них это будет привычка.

Все рекомендованные в статье занятия с детьми в условиях семьи не займут много времени, но заинтересуют вас и детей процессом увлеченности общим делом, общением. И надо, чтобы эта увлеченность, это общение будило в детях творческое начало.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ