Виды дидактических игр

Суть дидактической игры заключается в том, что она помогает взрослым решать с детьми задачи умственного развитии и нравственного воспитания. Читайте статью «Дидактические игры как средство воспитания и обучения дошкольников».

Виды дидактических игр для детей

Дидактические игры можно разделить на  три вида, в зависимости от материала: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Основные цели дидактических игр с предметами

Научить дошкольников определять для чего необходим тот или иной предмет, устанавливать сходство и различие между предметами, их признаки, объединять предметы по общим признакам, составлять из частей целое, определять форму, цвет, положение в пространстве.

 Игры с предметами наиболее доступны детям, и они  начинают в них  играть с раннего возраста. Интерес к ним не проходит на протяжении всего дошкольного детства. Действия с предметами и игрушками с взрослением детей усложняются. Например, Дидактическая игра «Путешествие в страну вещей» для детей раннего возраста воспитатель И.П. (как и многие другие педагоги дошкольных учреждений) проводила с целью на точное название вещи, распознание её цвета, формы, твердости  и мягкости вещи, как можно действовать с этими  вещами и т.п. С детьми  двух-четырёх лет уже учила малышей правильно называть предметы обстановки, личные вещи, знать из какого материала они сделаны, группировать предметы по назначению (посуда, одежда, обувь и прочее) и правильно их использовать, а так же воспитателем поощрялись стремления детей использовать знакомые предметы в играх. 

дидактические игры виды дидактических игр
типы дидактических игр

Пример: дети в группе И.П. с удовольствием  надевали для «прогулок или походов в магазин»  шарфы, шляпы, брали сумочки.  Работая на «кухне» в кукольном уголке — фартуки, косыночки.  С детьми старшего дошкольного возраста углублялись знания о профессиях, а значит и об орудиях труда, транспорте, об умении пользоваться в творческой деятельности природным и бросовым материалом. По такому же принципу проводились игры  типа  «Что предмет расскажет о себе», «Что игрушка расскажет о себе», «Узнай предмет по звуку», «Узнай предмет по описанию» и т.п. Для детей старшего дошкольного возраста «Чудо вещи вокруг нас», где дети узнают о предметах, сделанных руками человека. «Есть ли у человека помощники в труде» — орудия труда для людей различных профессий, «Кто, что, из чего и с чем?» — о качестве материалов, «Устроим выставку вещей» и многие другие игры.  Иногда для детей старшего и среднего дошкольного возраста предметы заменялись картинками.

Виды дидактических игр картинки

Помогают эстетическому воспитанию детей, способствуют накоплению чувственного опыта, учат различать цвета и их сочетания,  форму предмета. Кроме того, дети начинают замечать и чувствовать красоту в увиденных сочетаниях, расположении. Дидактические игры «Собери картинку», «Подбери картинку», «Какой картинки не хватает», «Что изменилось» и т.п. уточняют знания детей о предметах и явлениях, развивают детское внимание, требуют умственной работы.

дидактические игры ход и цель
дидактическая игра цели виды

Дидактическая игра «Собери картинку» цели и задачи – И.П. всегда ставила цель воспитание самостоятельности, усидчивости и умение доводить начатое дело до его завершения. Познавательная задача – учить дошкольников умению высказывать своё суждение о проделанной работе, замечать ошибки и недочёты, уточнять представления детей о предметах окружающей жизни  и изменениях в природе. Заслуживают внимания сбор «Лего», кубики с сюжетами русских народный сказок, иллюстраций к рассказам, разгадывание простых ребусов, головоломок. Точно такие же цели и задачи ставились воспитателем при организации и проведении настольно-печатных игр, которые  тоже основаны на принципе наглядности. Это различные виды лото, домино, парные картинки, они знакомят детей с группами предметов (овощи, фрукты, транспорт и т.п.). Эти игры тем хороши, что они дают больше самостоятельной деятельности детям, в них могут  играть сразу же несколько детей или дети с взрослыми, им присуще соревнование.  

 Детям 6-7 лет доступны игры в шашки и шахматы,  домино. Такие игры очень важны, они связаны с обучением детей грамоте и счёту.

цель дидактических игр
цель занятия дидактические игры

Дидактические игры со словами цель

Наиболее сложны для дошкольников словесные игры, так как они не связаны с восприятием предмета. В словесных играх дети должны опираться на свои представления о предметах. Их цель —  способствовать развитию детского мышления, так как в них дети, опираясь на свои представления , высказывают суждения, способны на собственные умозаключения, считаются с выводами и заключениями других  детей и взрослых, способны замечать ошибки, как чужие, так и свои. Проводятся подобные игры с детьми старшего дошкольного возраста и очень важны для подготовки детей к обучению в школе потому, что развивают умения наблюдать, внимательно слушать, чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы, правильно формулировать свои мысли.   Читайте статью «»

Пример: Мария Захаровна часто с детьми своей группы  (5 – 7 лет) проводила игру  «Что было бы, если бы…?»  Подобные дидактические игры ход и цель —  меняя дидактические  задачи,   обратить внимание на то, что бытовые «умные машины» служат человеку, воспитывать бережное к ним отношение;  устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения  в жизни растений, животных, их зависимость от пищи и воды и прочее.

дидактические игры цели и задачи
основные виды дидактических игр

Игровая  задача в любом случае была одна – подумать и сказать, что было бы, если … (ушла та или иная вещь от нас; не было бы дождя (деревьев, рек и озёр, садов и огородов и т.п.)  Всегда воспитатель просила детей вспомнить  произведения, которые они читали, стихи, загадывала загадки, знакомила ребят с пословицами по теме игры. Игровые действия:  слушать вопрос и правильно на него отвечать. Правила игры: внимательно слушать ответы других детей, не мешая друг другу, при необходимости дополнить ответ товарищей. Дидактические игры со словами цель – от детей требуется найти предмет по указанным признакам, материалу, из которого он сделан, называть словами действия и состояние предмета, его части и т.п. Названия таких игр: «Назови целое», «Что за предмет», «Какой он и что делает?», «Найди по действию», «Найди по указанному принципу» и прочее.

Некоторые словесные игры  с успехом применяются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это, конечно же, всем знакомое обыгрывание потешек  «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Летает – не летает», угадывание животных, игрушек при слушании стихов А. Барто, доступных малышам загадок, слушание  песен  и воспроизведение действий по их содержанию и пр.  Эти игры направлены на создание речевой среды, которая способствует усвоению родного языка.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ