Виды конструирования дошкольников

Прежде, чем перечислить виды конструирования для детей дошкольного возраста, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что конструирование – вид  деятельности дошкольников, направленный  на достижение поставленной цели (получение определённого продукта деятельности). Поэтому хочу подчеркнуть значение данного вида деятельности для развития дошкольников.

Конструирование в развитии детей

  • Прежде всего, это средство умственного развития ребёнка: получает знания о материале, из которого изготавливается предмет, его свойствах. Путём сравнения узнаются отличие материалов друг от друга по форме, величине, цвету и т.п. Конструируя, дети часто пользуются образцом, что даёт им возможность для развития восприятия, мышления. конструирование вид деятельности дошкольниковУ них формируется  способность  сравнивать образец с изготовленным ими предметом, используя зрительный анализ. Учатся группировать предметы по различным признакам, т.е. у детей формируются обобщённые представления о предметах, усваиваются правильные геометрические понятия. Кроме того, дошкольники учатся планировать свою работу и контролировать свои действия, самостоятельно исправляя в ходе работы допущенные ошибки.
  • Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как дети узнают многие понятия и обозначают их определёнными терминами. В результате общения детей с взрослыми или сверстниками дошкольники делятся своими впечатлениями о результатах работы, обсуждают план деятельности, мотивируют свои предложения и начинания и прочее.
  • В процессе конструирования формируются такие качества личности, как умение совместно трудиться, намечать план действий и выполнять задуманное, умение договариваться, контролировать свои действия, оценивать результат своей работы и работы других детей либо взрослых, проявлять заботу о птицах (постройка кормушек, кормление, чистка клеток, вольер и т.п.), животных. Воспитывается бережное отношение к вещам. Кроме того, дети учатся быть самостоятельными, инициативными, организованными, ответственными и т.п.

развитие ребенка дошкольного возраста в конструировании

  • Конструирование в развитии детей дошкольного возраста — является эффективным средством эстетического воспитания – создание построек, работ из природного материала, бумаги и картона способствуют умению видеть красоту и претворять её в жизнь, учат умению видеть цвета и сочетать краски. Сбор природного материала способствует воспитанию бережного отношения к природе. Прогулки и экскурсии  по окрестностям, достопримечательностям воспитывают в детях не только умение видеть красоту окружающего, но и любовь к родному краю, Родине.
  • В процессе конструктивной деятельности дети крепнут физически: постоянные и вынужденные разнообразные движения в процессе работы развивают такие качества, как ловкость, быстроту, координацию движений рук и глаз, а так же улучшается согласованность в работе отдельных групп мелких мышц рук, лица и туловища.
  • Систематические занятия любым видом конструирования способствуют формированию у детей умения учиться, раскрывая им смысл деятельности, который направлен не только на получение конкретного результата, но и на приобретение знаний, умений и навыков.

развитие мышления у старших дошкольников посредством конструирования

Виды конструирования для детей

  1. Конструирование из строительных материалов  — ст. «Создание условий для конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»,  «Строительные игры и конструирование». Пример: Светлана после рассказывания русских народных сказок Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д. предлагала своему сыну Серёже построить для них домик из строительного материала, на следующий вечер они «садили» вокруг домика деревья, цветы, делали из кирпичиков дорожки и т.п. Кода мальчик подрос, они делали плоские фигуры животных, птиц и пр. и обыгрывали поделки, включая свою фантазию, воображение. Вывод – из деталей конструктора дети отображают знакомые предметы, сооружения, что разнообразит их деятельность. Перед школой она научила мальчика делать из бумаги объёмные фигуры (куб,     прямоугольник, призму и т.п.), много было сделано Серёжей по маминым выкройкам объёмных кукол, праздных колпачков разных размеров, с которыми   сооружения, что разнообразит их деятельность. Автор фото детский фотограф Игорь
  2. Конструирование из бумаги и дополнительных материалов. Этот вид деятельности доступен для детей старшего дошкольного возраста. Что можно сделать из бумаги и картона? Плоские фигуры животных, птиц, деревьев, кустарников, цветов, изображение зданий и прочее. Все эти фигуры могут пригодиться для драматизации сказок, стихов и т.п., а так же хорошо их использовать при конструировании из строительного материала. Пример: из  моего детства — мы много делали фигур  из бумаги под руководством взрослых: украшений на ёлку (цепочки, фонарики, флажки, рыбки и т.п.), пускали по лужам весной бумажные кораблики (это было счастье – устраивали соревнование «чей кораблик проплывёт дольше или дальше» и прочее).  Сделанные из картона животные,  деревья служили нам объектами для настольного и теневого театров. Любили устраивать спектакли, которые показывали друг другу и малышам. У нас всегда находились занятия, было весело. Благодаря конструированию и ручному труду, мы всегда находили себе дело, устраивали соревнования типа: «Кто лучше сделает и украсит ёлку», «Чей поезд длиннее» (делали из спичечных коробков) и т.п., включая свою фантазию, воображение.  Много делали  из бумаги объёмных фигуры (куб, прямоугольник, призму и т.п.),  по маминым выкройкам объёмных кукол, праздничных колпачков разных размеров, с которыми с удовольствием делились с ребятами.
  3. Какие могут быть дополнительные материалы для занятий конструированием?развитие мышления у старших дошкольников посредством конструирования Коробочки, катушки, нитки, леска, проволока (мягкая), клей и т.д. Пример: У Егора в коробке лежал картонный рулончик цилиндрической формы. Мальчик покрасил его в яркий оранжевый цвет и попросил папу помочь сделать светильник для кукол в детский сад (похожий на бабушкин). Вместе они сделали прекрасный торшер, на длинной ножке. Папа предложил сделать цилиндр-крышку для торшера, которая была выкрашена в голубой цвет. В течение дня  на торшере была крышка (считалось, что он не горит),  уходя из детского сада, Егор снимал её, чтобы куклы не боялись темноты (так пояснил мальчик свои действия воспитателю). На такое творчество побудило  ребёнка просьба воспитателя детского сада придумать  для кукол игрушки, чтобы им было удобно, а в их комнате красиво.
  4. Конструирование из природного материала. Доступен этот вид уже дошкольникам с четырёхлетнего возраста, используя шишки сосны, ели, лиственницы, плоды каштана, жёлуди, кора деревьев, интересные по форме корневища, соломку, листья, травы  и прочее. Работа с соломкой ближе к изобразительной деятельности, но, если сделать куклы, укрыть крышу сказочного домика, то будет элемент конструирования. Организуя работу с природным материалом необходимо помнить, что детям не предлагают мех, кожу, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, скорлупу сырых яиц, любые колющие материалы.
  5. Конструирование из снега и песка. Постройки из песка мы всегда делали, когда ходили на озеро купаться. Вот где был разгул фантазии – замки, дворцы, крепостные стены и башни. Но недостаток этих построек – они быстро смывались или просто ломались при первой же неудаче. конструирование в развитии детейПостройки из снега более долговечны и дети их очень любят. Например: воспитатель средней группы Т.И. после драматизации сказки «Теремок» предложила детям сделать теремок из снега на участке. С помощью родителей собрали снег и построили домик. С помощью воды Т.И. сделала карнизы над дверью и окнами, покрасив их цветной водой. Сделали углубления в домике – окна и двери. Посадили на окна зверей (мелкие игрушки), они наблюдали за детьми, их играми и занятиями всю зиму. Дети для зверей сделали снежные клумбы с разноцветными цветами. Цветы готовили, заливая в песочные формочки подкрашенную воду. К Новому году поставили маленькую ёлочку и украсили её цветными ледяными игрушками. Всю зиму дети работали и играли на прогулках около домика, стараясь развлечь своих зверят.                                                                                                                   

Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности, но основы деятельности едины – в каждой конструкции дети отображают предметы хорошо знакомой им реальной действительности. Практически все изображаемые детьми предметы  имеют в дальнейшем практическое применение (игры, украшения для кукол, ёлки, подарки и т.п.)

Роль конструирования в развитии дошкольников

Велика роль на развитие мышления у старших дошкольников посредством конструирования:  формируется интерес к приобретению знаний, понимание того, что в конструктивной деятельности огромную роль играют умения и навыки работы. Дети учатся работать по образцу, показу, фотографиям и схемам, подбирать материал для работы согласно заданию.

К дошкольникам предъявляются большие требования в умении составить план предстоящей работы, определить, какой материал лучше понадобится для заданного изделия, объяснить это в устном коротком рассказе. Кроме того, любые виды конструирования для дошкольников учат их контролировать свои действия: правильно ли подобран материал, точно ли сделаны сгибы, надрезы, подклеены детали и т.п., в ходе работы находить ошибку и исправлять её, либо улучшить эстетическое оформление изделия, применить другой вариант крепления деталей или их расположения и прочее.

Не стоит забывать, что конструирование тесно связано с игрой как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. В ходе игры дети совершенствуют свои изделия. Поэтому очень важно создать условия для сохранения сделанных игрушек, построек, хотя бы на два–три дня. Анна П. все поделки детей фотографировала и собирала в альбом, который с интересом рассматривали как взрослые, так и дети. Её дети, рассматривая фотографии своих  поделок,  вдохновлялись на разные варианты изготовления одних и тех же игрушек, сочетание деталей, способы оформления изделий. Анна П. всегда обращала внимание на новые конструкции, проверяла их на прочность, хвалила детей за проявление фантазии и творчества в изготовлении и оформлении поделок.

Advertisement

Комментарии закрыты.