Воспитание детей в игре

Ни для кого, ни секрет, что в дошкольные годы игра – важное средство воспитания дошкольников и является главным видом детской деятельности. Понимающие, думающие родители умеют управлять детскими играми, подсказать их сюжет, принимают в играх участие. Основная масса родителей всё-таки не осознают, что в игровой деятельности дошкольников важна роль родителей, недооценивают  роль  игры в воспитании детей.

Игра как средство воспитания дошкольников

Сознавая эту проблему, коллектив детского сада «Колосок» проанализировал работу по игровой деятельности в детском саду. Данный анализ показал, что работа с семьёй по теме «Воспитание детей через игры»  проводится, мягко говоря, недостаточно.

Она сводилась лишь к утренним и вечерним консультациям для родителей. В коллективе определили главную цель по теме «игровая деятельность в семье» – добиться единства требований в воспитании детей через игру, используя различные формы работы с семьёй, определив формы работы с родителями. В помощь родителям в каждой возрастной группе детского сада:

  • Была подобрана литература по вопросу воспитания детей дошкольного возраста в игре в семье.
  • Каждый воспитатель определил тематику родительских собраний, консультаций, бесед. Например, «Общение в игре как средство формирования товарищеских отношений», «Игровой сюжет – эффективное средство нравственного воспитания», «Воспитание взаимоотношений детей в игре» и т.п.
  • «Посещение семей на дому с целью изучения воспитания детей в семье. Кстати, результаты посещений оказались эффективными: во многих семьях обнаружилось, что у детей есть отдельная комната, а игрушек по их интересам нет; многие родители даже не знали, какие игрушки предпочитает их малыш (сыну 4 года, в детском саду он с удовольствием играл в зоологическое лото, интересовался жизнью животных и птиц, всегда утрами кормил попугая и рыбок, следил, чтоб рыбкам вовремя подавали воздух и пр., а дома игрушек по его интересам нет).

игра как средство воспитания детей дошкольного возраста

  • Были оформлены для родителей папки-передвижки по темам «Сюжетно-ролевые игры в семье», «Роль родителей в строительных играх детей», «Роль игры в физическом воспитании дошкольников», «Дидактические игры в патриотическом воспитании дошкольников» и пр.
  • Дан список художественной детской литературы о труде взрослых и об играх детей.
  • Индивидуальные консультации для родителей. Большее число консультаций проводилось с родителями легковозбудимых детей, детей с пониженным эмоциональным тонусом, у кого в процессе посещений на дому нет игрушек по интересам ребёнка.

Все проводимые мероприятия показали, что большинство родителей не задумывались над вопросами руководства играми своих детей, так как не понимали воспитательного значения  игр. То есть жизнь у них в семье протекала по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Выяснился ещё один интересный момент – Родители принимали участие в играх детей до 4-5 лет, а после пяти лет дети были предоставлены сами себе.

игра как средство воспитания детей

Значение игр в воспитании дошкольника

После обследования семей, проведённых  консультаций, было  подготовлено родительское собрание  «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию детей в игре».  Родителей известили за две недели до собрания, и всем им было предложено выполнить задание:

  1. Понаблюдать, в какие игры любит играть их ребёнок.
  2. Как долго он играет игрушками.
  3. Убирает и игрушки за собой на место.
  4. Как поступает, если возникает конфликт с домашними или товарищами во время игры.

Кроме того, на собрании был запланирован и прослушан рассказ родителей Вовы (6 лет) о том, как они принимают участие в игре и влияют на развитие игр и подбор игрушек для своего ребёнка.

игровая деятельность родителей с детьми

После их выступления собрание оживилось, было много задано вопросов, как родителям Вовы, так и воспитателям. Оказалось, что многие родители принимают участие в играх, только не придавали этому значения, а вот о руководстве играми детей не задумывались. Собрание приняло решение – обратить внимание на игры детей, руководствуясь рекомендациями педагогов,  пополнить атрибутами, сделанными руками детей и родителей для  сюжетно-ролевых игр в группы детского сада.

Игровая деятельность родителей с детьми

В течение всего года с родителями проводилась работа по вопросам: «Всестороннее воспитание детей в игре» и «Игра в обучении и воспитании дошкольников». Например: были проведены консультации по темам  «Умственное воспитание детей в игре», посещение занятий, на которых использовались игровые методы и приёмы.

роль игры в воспитании детей

Для родителей всех групп были проведены открытые мероприятия по организации игровой деятельности в детском саду, на родительских собраниях рассматривались вопросы: «Роль игрушки во всестороннем развитии детей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Учим, играя», «Способы активизации детей в игре», «Периодичность смены игрушек» и т.п. Организовывались выставки игрушек-самоделок, изготовленных руками детей и их родителей.  В группу родители принесли много атрибутов для  игр-драмматизаций на сюжеты русских народных сказок и творческих игр детей типа «парикмахерская», «магазин» (причём в игру «магазин» атрибуты для разных отделов – продовольственный, ткани, кондитерский, книжный и пр.)  Всё это свидетельствует о развитии творчества и самостоятельности детской деятельности.

Advertisement

Комментарии закрыты.