Воспитание хозяина в ребёнке

роль гостей в жизни детей «Можно мне пригласить друзей в гости?» — просит малыш свою маму. Рассмотрим ситуацию – мама  разрешает, дети приходят и играют в комнате ребёнка. Приходит папа с работы, усталый и недоволен, что в доме шумно и велел всем детям разойтись по домам, мотивируя своё решение тем, что дети только что виделись в детском саду, на улице.

Роль гостей в жизни ребёнка

Ситуация является весьма характерной для  многих семей. Возникают такие ситуации тогда, когда родители не понимают, что ребёнку необходимо общение с другими детьми. Но почему-то такая проблема кажется очень мелкой, но трудно разрешимой, так как встаёт вопрос, где детям лучше встречаться? Дома или  за его пределами?

Достаточно ли общения в детском саду? Да, для детей младшего дошкольного возраста этого достаточно, а общение детей старшего дошкольного возраста не исчерпывает общения с детьми в детском саду, на улице. У них остаётся много свободного времени, плюс выходные и праздничные дни, когда дети по какой-то причине остаются дома, и контакт  только с взрослыми или  игра в одиночку их не удовлетворяет.

Вывод – несправедливо, если родители принуждают детей довольствоваться тем, что они детям говорят.  Кроме того, в детском саду общение детей подчинено правилами и требованиями режима дня, а так же необходимостью взаимоотношений с другими детьми группы. Но вашему ребёнку нужен контакт не только с детьми группы. Ему значительно интересней находиться в обществе одного или двух  ровесников  в более раскованной обстановке. Особенно это касается  тех семей, где растёт единственный ребёнок, так как у малыша нет общения с братом или сестрой. Просто необходимо подумать – справедливо ли  принуждать своих детей довольствоваться   необходимостью  находиться только в кругу семьи и отдыхать от шума и коллектива?

В подготовительной к школе группе детского  сада было предложено провести родительское собрание тему «Как я провожу время с друзьями». Переда собранием провели опрос детей (делалось всё с согласия родителей), детям были заданы вопросы:

  1. Приходят ли к вам ваши друзья, подруги в гости и чем вы занимаетесь?;
  2. Ходите ли вы к ним в гости, если нет, то почему?;
  3. Твой лучший друг, подруга.

Из тридцати детей группы только 8 похвалились имеющимися  друзьями, и они ходят, друг к другу в гости, играют вместе на ребенок приглашает друзей в гости улице. Высказывания же остальных детей свидетельствовали о том, что их мамы и папы не разрешают им ходить в гости и  приглашать  друзей домой. Некоторые дошкольники, правда,  добавили, что на день рождения им разрешают пригласить сверстников. Причём ребята очень толково объяснили причину из-за чего нельзя приводить друзей в дом:

  • Ира — «Раньше Маша ко мне приходила, но теперь у меня родился братик, и мама не разрешает потому,  что братику нужно много спать» — согласитесь, что причина уважительная и объективная, но должна ли Ира, которая 6 лет была единственным ребёнком в семье, лишиться своих привилегий? Может быть, было бы лучше просто на первое время ограничить время пребывания подружек в доме, не разрешать играть в шумные игры, играть в другой комнате, на улице  и прочее. Такой категорический запрет может отрицательно сказаться на отношении  девочки к брату, да и к родителям тоже, ведь это они ввели неприятные изменения в её жизнь;
  • Гена – «Ко мне друзья не приходят, и я не хожу к ним, папа не разрешает, а я не прошу» — из беседы с папой стало ясно одно, что ему так удобно: жена часто бывает в командировках, и ему приходится заниматься домашними делами. Он просто сказал: «Мне и без их друзей шума хватает, мальчишки всё время ссорятся и дерутся, и приходится их постоянно разнимать. Не пойму, чего им не хватает?»  С  большим трудом удалось объяснить отцу, что братьям,  прежде всего, не хватает общения со сверстниками, тем более, что разница в возрасте у них 3 года, и Гену часто заставляют присматривать за Мишей и уступать ему. Согласить, что Миша не всегда бывает прав;
  • Вика – «Мама не разрешает приводить в дом подруг потому, что у нас везде дома порядок. А раз ко мне никто не ходит, то и я не хожу»;
  • Петя – «У нас дома много заводных игрушек и папа говорит, что их поломают». Воспитательница спросила мальчика: «Только друзья их ломают, а ты не ломаешь?» Ответ: «Я умею с ними играть, а другие не умеют». На вопрос педагога – не пробовал ли Петя с папой научить товарищей играть правильно такими игрушками, мальчик удивлённо посмотрел на неё. Вывод: такого варианта отец ему не предлагал. Волнуясь о сохранности игрушек, отец не подумал, что воспитывает в своём малыше эгоизм и убеждение в превосходстве сына над другими детьми. В этом возрасте ведь дети видят и чувствуют так, как есть, и Петя уверен, что он самый способный – ведь он умеет играть с заводными игрушками.

Многие дети приводили аргументы прямо-таки педагогического характера, типа: мама не разрешает приводить подруг, так как они говорят не хорошие слова; папа не позволяет приходить друзьям потому, что они плохо себя ведут, проказничают, а зачем мне с такими водиться и т.п.

Безусловно, надо приучать детей считаться с потребностями и мнением членов своей семьи, но в первую очередь родителям необходимо понять, что, прежде всего, ребёнку нужен контакт и общение со сверстниками, может быть, и со старшими по возрасту  детьми. Я веду речь сейчас только об обычных посещениях, ни о каких торжествах и т.п. речи нет. Ребёнку нужны товарищи, подруги и отнестись к этому следует спокойно, дружелюбно  и рассудительно. Конечно, следует приучить своего малыша, чтобы посещения были в удобное для всех членов семьи время. Возможно, стоит определить конкретные часы посещений. Позвольте ему принимать приглашения других.

Дети гости в вашем доме

воспитание хозяина в рребенке Ребёнок в роли хозяина – очень трудная работа для дошкольника, и чем младше дети, тем труднее эта роль им удаётся. Роль эта имеет свою специфику. Когда малыш в гостях, он стесняется, чувствует себя неловко, но ему спокойнее. Спокойствие это объяснить можно просто —  поведение хозяев  определит  и поведение детей в гостях.

Пример: к Коле должны прийти друзья, родители дают мальчику наставления: «Помни, ты должен уступать друзьям», «Помни, что вначале нужно угостить друзей, а потом брать самому», «Помни, что гость должен первым выбрать игрушку, место за столом и прочее». Мальчик был единственным в семье, и ему не понравилось, когда Витя занял его место за столом, а Миша выбрал его любимую машинку. Хорошо, что пирожных всем хватило. Мальчик вечером  сказал родителям, что лучше быть гостем – делай, что хочешь. Такова показалась печальная роль хозяина Коле. В следующий прием друзей мама подсказала мальчику, чтобы он сказал, где его место за столом, и он будет сидеть там. И это абсолютно правильное решение — гости тоже должны уметь правильно вести себя в доме товарища. А в остальном родители Коли совершенно правильно решили, что  визиты друзей  предоставляют им возможность приучить сына к заботе о других, необходимости считаться с желаниями окружающих.

Хорошо, когда родители во время приёма гостей сына или дочери, незаметно наблюдают за их игрой, беседой и т.п. Кстати, во время подобных наблюдений вы сможете узнать многое о своём малыше и его ровесниках, об умении детей общаться между собой. Иногда удаётся увидеть и негативные черты характера своего малыша. Сделав не очень приятные выводы о своем малыше во время наблюдений за детьми, не спешите оправдывать своего ребёнка, а лучше наметьте пути к исправлению нежелательного поведения.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ