Воспитание и развитие детей в труде

Труд в жизни ребенка

Все мамы и папы желают своим детям счастливого детства. Но в среде родителей часто можно встретить ошибочное мнение, что счастливое детство – это красивая одежда, веселье, вкусная еда и т.п.  Всё это нужно и хорошо, но необходимо знать и помнить, что это лишь маленькая внешняя частица счастливого детства. Здоровое напряжение ума, игра и труд,  познание и  творчество, общение и движение, открытия и удивление – вот  подлинные  атрибуты детства.

труд дошкольников

Общение дошкольника в труде

Обязательное качество человеческой личности – трудолюбие, которое словесно решить невозможно. Поэтому посильный домашний труд для дошкольников в семье – обязательное условие в их воспитании. Существуют различные  формы организации труда детей дошкольного возраста в семье, которые развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье.( поручения кратковременные и постоянные, обязанности и прочее). Следует заметить, что трудовые отношения ребёнок познаёт раньше и легче, чем какие-либо другие. Общение детей  в труде – одна из содержательных форм общения детей и взрослых, которая открывает путь к познанию окружающего, умственному и нравственному развитию личности. И тут важно, чтобы дети поняли, ради чего человек трудится, конкретно, ради чего необходим тот или иной вид труда.  

общение дошкольников в труде

Давайте вспомним стихотворение  Н.А. Некрасова, где 5-6-летнему ребёнку отец говорит: «Довольно, Ванюша, гулял ты немало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать  сына к труду? Отец делает так, что «труд обернётся  сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Обратите внимание «нарядной». И только после того, как ребёнок почувствует эту нарядную сторону, ему показывают другую – «труд – не забава»…

Форма организации труда детей

 В качестве примера опишу коротко деятельность воспитателя Л.А., которая, понимая значение труда в жизни детей, сумела показать малышам «нарядную» сторону его, и посадила в красивые горшки в присутствии детей 4-5 лет луковицы тюльпанов. К 8 Марта тюльпаны зацвели, и дети подарили их своим мамам, бабушкам, присутствующим на праздничном утреннике.  На следующий год она вместе с детьми с осени приготовили землю, немного позднее сделали красивые горшочки. (Просто украсили обыкновенные невзрачные  пластмассовые кашпо для цветов природным материалом, наклеивая имеющийся материал на кашпо в виде простых незатейливых узоров). В ноябре месяце в имеющиеся кашпо посадили отростки обыкновенной герани. Всю зиму дети наблюдали за ростом посаженных растений, осуществляли необходимый уход за ними (рыхление, полив, подсыпали землю, поливали удобрениями, которые Л.А. готовила заранее и прочее).

воспитание детей в труде

В данном случае воспитатель показала ребятам, как в процессе труда можно проявить своё творчество ( при украшении кашпо). А уход за растениями показал ребятам, что есть такие виды труда, без которых нельзя обойтись в современной жизни и, кроме того, от такого труда зависит жизнь растений, имеющийся порядок в доме и т.п. Такие формы организации труда дошкольников вполне можно использовать в семье. Дети поняли, что некоторую работу просто необходимо выполнять. Понимание необходимости – это повод для увлечённости. Вот здесь перед родителями безграничное поле для поисков воспитания увлечённости трудом. Давайте просто посмотрим на увлечённых чем-либо людей, нас окружающих. Одни любят и выращивают цветы, другие – вяжут, третьи увлекаются сборкой моделей, четвёртые любят заниматься охраной лесов и животных  и прочее.  И это очень важно, так как всякое доброе дело имеет своё начало. Изменится и отношение детей к труду — чем раньше наши дети начнут с пониманием выполнять порученные им виды труда и поймут их необходимость, тем быстрее они осознают значение своего личного труда в общий вклад семьи.

Задачи труда в жизни ребенка

Необходимо, чтобы для детей слова В.Маяковского: «Это мой труд вливается в труд моей республики» стали наполняться личным смыслом, труд детей дома должен вливаться в труд семьи.  Это поможет многим детям в дальнейшем лучше определиться в выборе профессии. Задумываясь о воспитании детей, мы не можем не помогать им в выборе профессии. Но следует помнить – какую бы профессию не выбрал ребёнок, он займёт достойное место в жизни только тогда, когда в нём будут воспитаны гражданская ответственность, культура и трудолюбие.

организация труда детей

К.Д. Ушинский на поставленный вопрос: «Какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям?» отвечал примерно так:

  • Может быть деньги и вещи? И тут же отверг этот вопрос, мотивируя своё отвержение тем, что не заработанные деньги развращают наследников.
  • Тогда, может быть образование? «И да, и нет»,- говорил великий педагог. «Да!», если образование воспитывает трудолюбие. «Нет!»,- если оно трудолюбия не воспитывает.
  • Трудолюбие – вот лучшая форма наследия и одно из важнейших условий счастья наследников.

В статьях «Трудовое воспитание детей» и «Труд в жизни детей» я писала о роли труда в развитии ребёнка, видах и формах организации труда дошкольников, труде ребёнка в доме.  А сейчас просто приведу пример из жизни двух подружек, воспитывающих сыновей. Одна из подруг придерживалась точки зрения, что её сын не должен ни в чём нуждаться, и постоянно  об этом твердила. Она покупала ему красивые вещи (это, естественно хорошо), старалась дать всё самое лучшее в материальном плане, совершенно не задумываясь о том, что мальчика необходимо привлекать к некоторым видам труда, помогать в уходе за бабушкой, читать книги и т.п. В результате – от природы умный ребёнок вырос требовательным эгоистом, ничего не замечающим вокруг себя.

Кроме собственных желаний и удовлетворения своих потребностей. И, если мы посмотрим в своём окружении, то, наверняка, найдём такого мальчика или девочку. Таким детям просто с детства внушили, что маме полагается делать всё по дому, а им можно развлекаться, играть, заниматься своими делами. И, как это ни прискорбно, виновны  во всём взрослые, в, частности, родители, которые хотят дать детям всё «лучшее», по их представлениям.

Вторая из подруг, просто работая по дому, старалась привлечь своего сына к посильному труду по дому, в огороде, они вместе ходили в библиотеку, кино, смотрели любимые сыном фильмы и обсуждали их, шили костюмы, когда мальчик выступал на утренниках в детском саду и школьных праздниках. Можно много говорить об этом, а вывод один – мальчик вырос внимательным, заботливым сыном, успешен в профессии. Лучшего счастья и радости для матери, для родителей,  не надо, чем успех детей, их благополучие.  Второй пример  показывает нам, как можно создать  условия организации труда детей в семье, приучить своего ребёнка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постепенно научить его управлять своими желаниями, воспитывать такие важные качества личности – волю и трудолюбие. Воспитание  важных качеств личности требует много внимания детям, настойчивости, терпения, а самое главное – родители должны  быть лучшим примером для подражания ежедневно, ежечасно, в мелочах

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ