Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

Гигиена воспитания детей

Здоровье – самая большая ценность у человека. Зависит оно не только от физического состояния, но и от условий жизни в семье, от состояния гигиенической культуры окружающих ребёнка близких людей.

Гигиена – наука, способная разрабатывать меры профилактики, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей. Она изучает влияние и воздействие различных факторов окружающей среды на растущий организм. Ведущим направлением в ней в процессе воспитания детей является: гигиена  воспитания и обучения. Бабушка Егора и Веры всегда утром подводила детей к зеркалу, они видели взлохмаченные головы, заспанное лицо. Приговаривая детям слова знаменитого Мойдодыра.

гигиена воспитания детей

Женщина вела их умываться, а там, по ситуации, говорила о необходимости чистоты рук и лица, читала стихи, рассказывала сказки про нерях и прочее. Затем они вместе опять подходили к зеркалу, причёсывались и делали выводы. Так, примерно, проходили в семье беседы о культурно-гигиенических навыках. Дети наглядно и чётко видели разницу своего внешнего вида «до и после». Таким способом бабушка сумела привить привычку внукам следить за своим внешним видом, которая осталась у ребят на всю жизнь.

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Основные задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

  • Сформировать умение овладеть культурно-гигиеническими навыками.
  • Побуждать детей к самостоятельности.
  • Воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, чистотой тела, опрятность в одежде, причёске и т.п.
  • Научить соблюдать порядок в своём уголке, шкафу, заправлять постель и т.п.
  • Воспитывать культуру еды (умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами, сохранять правильную осанку за столом).
  • Воспитывать умение и привычку пользоваться носовым платком, расчёской и прочее.
  • Сформировать привычки – полоскать рот после еды, отворачиваться от окружающих при кашле и чихании, прикрывать рот и нос платком, что является неотъемлемой частью культуры поведения.
  • Воспитание культурного поведения.

Развитие культурно-гигиенических навыков

Воспитывая в детях опрятность, тягу к чистоте лица, тела, прически, одежды продиктована не только требованиями гигиены воспитания дошкольников, но нормами человеческих отношений. Некоторые родители считают, что пока ребёнок маленький, незачем его к чему-то приучать. Неправильная позиция в целом, давно всем известно, что всё самое необходимое закладывается в раннем возрасте. Начиная с соблюдения правил культурно-гигиенических навыков детей, происходит формирование самостоятельности, дисциплинированности, воспитания волевых  и других черт характера. Формирование культурно-гигиенических  навыков – задача родителей, а специалисты (врачи, педагоги, психологи) помогут им советом в своевременности обучения малышей тем или иным культурно-гигиеническим  навыкам и умениям.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему важно с самого раннего возраста воспитывать и закреплять полезные  для здоровья навыки, что бы они стали привычками.

формирование культурно-гигенических навыков у дошкольников

С чего начинать? Элементарно – с гигиенического индивидуализма – у ребёнка должно быть:

  1. Своя зубная щётка.
  2. Своя расчёска.
  3. Свой горшок.
  4. Своё полотенце.
  5. Своя постель.

Непременным условием в формировании всех культурно-гигиенических навыков является постоянство и непрерывность в воспитании, а так же высокая гигиеническая культура окружающих ребёнка взрослых, которые следят за качеством выполнения культурно-гигиенических навыков у детей и их полноценного физического развития.  Не менее важным является единство требований со стороны всех взрослых, то есть, если родители требуют от ребёнка постоянно заправлять постель после сна, то, оставаясь у бабушки, ребёнок то же должен соблюдать данное требование.

Детям свойственно подражать поведению взрослых. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные.культурно-гигиенические навыки

Игры культурно-гигиенические навыки

Воспитание культурно-гигиенических навыков будет эффективнее, если взрослые возьмут себе за правило использовать дидактические игры типа:

  • «Мыльные перчатки» —  игра учит детей правильно намыливать руки.
  • «Что вы можете о них сказать?» — детям предлагаются предметы личной гигиены, а они рассказывают правила пользования ими.
  • «Что нужно кукле?» — игра на различные действия (что нужно при умывании, причёсывании, купании, завтраке и т.п.).
  • «Подберём кукле одежду» — (на прогулку, праздник, в детский сад, гости и прочее).

Не забывайте, что через игру вы вливаете в мир ребёнка огромный поток понятий, представлений об окружающем. Закрепить все эти понятия помогут фольклор и детская литература. Под чтение потешек и стихов дети с удовольствием моются, заправляют свои кроватки, одеваются, обедают и т.д.

развитие культурно гигенических навыков

Засыпают хорошо под колыбельные мамы и бабушки. Каждое слово, песенка рассчитаны на обращение непосредственно к ребёнку, который чувствует себя участником действия. Вместе с этим к детям приходит понимание, что его любят, уважают, ценят. Кроме того, из постоянных действий уходит скука, монотонность. Ещё у ваших детей будет развиваться память, мышление, речь, а, если под определённые слова малыш выполняет какие-либо действия сам, то происходит развитие координации движений, ловкости, что обеспечивает формирование больших возможностей и способностей личности. Всё вместе взятое поддерживает у дошкольников интерес к культурно-гигиеническим навыкам, вызывает желание самостоятельно их осваивать. Конечно, работа по воспитанию и формированию у детей гигиенических  навыков  требует многократного и непрерывного повторения, затем постоянности. Только при этом условии культурно-гигиенические навыки у дошкольников становятся осознанными, а затем переходят в привычку.

Родители должны помнить, что культурно-гигиенические навыки  для детей дошкольного возраста имеют значение не только для культуры поведения, но и для укрепления здоровья, их физического и психического развития.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ