Воспитание любви к родному краю через народное творчество

Воспитание любви к родному краю, Родине является одной из главных задач нравственного воспитания детей.

Воспитание любви к родному краю родному культуре

Воспитание любви к культуре родного края – это неисчерпаемый источник патриотического воспитания дошкольников.   

воспитание любви к родному краю к родной речи

Воспитание любви к родному краю начинается со знакомства малышей с устным народным творчеством, в любых произведениях которого  есть особая  ценность – оно несёт конкретные образы, краски, доступные и интересные детям.  Так, знакомство  детей с устным народным творчеством русского (любого другого)  народа углубляется, если одновременно мы будем знакомить ребят с декоративными изделиями быта этих народов. Например, воспитатель В.П., опираясь на знания детей русских народных сказок, песенок, потешек,  проводила  беседы по рассматриванию иллюстраций к ним, обращая внимание на богатство красок, множество цветов и других растений. Затем была экскурсия в музей, где подробно были рассмотрены предметы быта русской избы: расписные прялки, люлька для ребёнка, красивые чаши и кувшины, вышитые шторы и наволочки, вязаные скатерти и т.п. Кроме того, рассматривались иллюстрации  картин художественной росписи.  Обогатив таким способом знания детей, воспитатель перешла к практическим занятиям.  Детям были даны знания на занятиях рисованием – умение  изображать элементы росписи, которые дети воплотили в работах на темы: красивая рукавичка, нарядные платья, фартук, шторы. Расписывали вазы, кувшины, прялки, разделочные доски и прочее.

любовь к родине через народное творчество

На занятиях аппликацией составляли красивые узоры из цветной бумаги, ткани. При помощи пластилина и глины лепили фигуры животных по мотивам русских народных сказок  и расписывали их.  В процессе работы дети были познакомлены с мотивами хохломской, жостовской, дымковской, городецкой росписями в русских узорах.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю

По такому же принципу дети познакомились с  характерными особенностями быта жителей Бурятии. Рассматривая бурятские народные орнаменты, воспитатель обращала внимание детей на особенности цветовой гаммы: зелёные, синие, желтые цвета преобладают над другими, а так же познакомила их с тем, что у бурят цвета имеют свои символы (красный – огонь, тепло, радость;  зелёный – жизнь; жёлтый – солнце, свет, величие; черный цвет, как у бурят, так и у русских народов  — цвет печали). Затем были проведены тематические беседы по темам:  «Декоративно прикладное искусство русского и бурятского народов», «Традиции и костюмы», «Русская изба и бурятская юрта».

любовь к родному краю знание его истории

Работа, проведённая по данной тематике,  дала возможность углубить и расширить представления детей  о русском и бурятском искусстве, помогла привести дошкольников к пониманию:

  • Особенностей быта русского и бурятского народов.
  • Характерных мотивов и колорита  русских и бурятских узоров.
  • Понятию вариативности орнаментов  в национальных костюмах: (бурятские шапки, унты, халаты, русские фартуки, сарафаны, пояса, рубахи и т.д.)
  • Эстетической ценности  произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость изделий.
  • Самобытности, своеобразия народно-декоративного искусства, связь содержания орнамента с бытом и жизнью народа, преемственность традиций.

Для того, чтобы обеспечить перенос знаний детей в самостоятельную деятельность В.П. ставила перед детьми группы задания типа: «Украшаем комнату для Сэсэг и Баира», «Украсим комнату для Маши и Вани», предлагала изготовить праздничную одежду для Сэсэг и Маши, Вани и Баира, украшали посуду для кукол и т.п. Все творческие задания требовали применения полученных знаний. Всё это становилось предпосылкой воспитания у детей устойчивого интереса к народному искусству, пониманию его ценности и необходимости для людей любой национальности, населяющей Россию. Как известно, начинается патриотическое воспитание через любовь к родному краю, и  интерес детей к искусству народов становится частью чувства любви к Родине.

воспитание любви детей к родному краю

Цель всей этой работы – вызвать у детей устойчивый интерес к произведениям народного творчества. Появление интереса является показателем зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.  

Воспитание любви родному краю в семье

Воспитанию у детей любви к родному краю, используя народно-прикладное искусство, фольклор,  можно с успехом организовать в семье. Например:

  1. В вечернее время, выходные дни организовывать знакомство с устным народным творчеством. Мама Марины, работая в цветнике, на грядках с овощами, всегда напевала песенки, из них были и народные. Однажды она рассказала девочке, что русский народ много создал песен весёлых и грустных, напевных и задорных. Особенно много посвятил песен берёзе, так как берёза – символ России, любима всеми. Они с девочкой разучили песни о берёзе «Берёзонька» и «Во поле берёза стояла». Про вторую песню мама сказала, что она хороводная. Придя в детский сад, девочка предложила выучить хороводные движения под эту песню.
  2. Привить любовь детей к Родине через народное творчество помогут посещения музеев, выставок.
  3. Большую радость у детей вызывают рассматривание народных игрушек и игры с ними. Если нет возможности рассмотреть игрушки, можно с успехом рассматривать иллюстрации, которые можно использовать в беседах, рассказах о народном творчестве. Например: Вася с мамой были в библиотеке и рассматривали иллюстрации дымковской народной игрушки (Барыня, Гармонист, Индюшка, Лошадка). Мама стала сыну задавать вопросы типа: Какое лицо у Барыни? Какое лицо у гармониста? Что можешь сказать о гармошке? (играет весело, так и хочется пуститься в пляс) и т.п. При рассматривании Городецкой игрушки, женщина рассказала сыну об особенностях и отличии от других городов города Городец.
  4. Интересно можно провести вечернее время, знакомясь с пословицами и поговорками, отгадыванием загадок и прочее. Это будет прекрасное время препровождения и момент воспитания у детей любви к родному краю.

воспитание любви к родному краю в раннем возрасте

Чтобы укрепить у детей интерес к народному творчеству, знакомьте их через репродукции, телепередачи, рассказывающие об этом удивительном промысле, увлечении, рассматривайте на улице интересные орнаменты ворот, ставней, познакомьте с односельчанами – народными умельцами.

Advertisement

Комментарии закрыты.