Корни нравственности

Формирование нравственности

Процесс двусторонний:

  1. Он предполагает активное воздействие взрослых на детей.
  2. Должна обязательно присутствовать активность самих детей в чувствах, поступках и отношениях, как с взрослым, так и сверстникам.

Дошкольный возраст — период первоначального становления личности. К семи годам у детей уже достаточно прослеживается уровень нравственного развития личности ребенка

нравственность в формировании личностиРоль нравственности в формировании личности

В семье зависит полностью от взрослых этой семьи, от их отношения друг к другу, поведения, проявления уважения. Не допустимо стесняться и прививать чувства любви к Родине, гражданственности, добросовестного отношения к делу, которым человек занимается, не забывая при всем этом о внимательном и заинтересованном отношении к своим детям, их просьбам, вопросам, делам.

Формирование нравственности у дошкольников

Есть не что иное, как формирование нравственного поведения, которое происходит в разных видах деятельности. Например:

  • в игре — формирование взаимоотношений между детьми, культуры поведения;
  • в труде — трудолюбия, уважение к труду взрослых, а так же ответственности, чувства долга;
  • на разного рода занятиях дети приобретают знания о явлениях общественной жизни, у них воспитывается понятия о добре и зле, патриотические чувства.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Воспитание нравственности дошкольников Нравственные качества ему предстоит приобрести с возрастом. Поэтому необходимо объяснить маленькому, можно тянуть за нос взрослого, когда идет игра типа «Чей нос?», а в остальных случаях нельзя, не забывая пояснить, что дедушке больно. Очки вообще трогать нельзя, так как это не игрушка, и к этому малыш должен привыкнуть с раннего детства. Тогда и не будет топанья ног в 3-5 лет. Многое начинается с привычки.

Воспитание нравственности

Всех малышей без исключения привлекает сам процесс его действий. Использовать этот процесс очень просто в семье: пришел к вам гость, предложите 3-4 летнему ребенку принести ему стул, гостю-ребенку пусть он даст интересную игрушку. Со временем малыш увидит одобрение взрослых, которое будет побуждать его к новым действиям. Тогда он не будет требовать очки, а подаст их дедушке, чтоб тот смог прочитать интересную сказку или посмотреть с ним картинки. Как-то раз, придя к подруге, я не застала её дома. 6-летний мальчик (сын подруги) сказал, что мама скоро придет, и я могу её подождать. Я осталась. Сережа тут же предложил мне посмотреть коллекцию его машинок, которые он собирает. Мы интересно провели с ним время.

воспитание нравственностиВоспитание нравственности у дошкольников

Не приходит само по себе. Над этим надо много и систематически работать в течение всей жизни.

Перед очередным родительским собранием в детском саду детям старшей группы был задан вопрос: «Когда к вам приходят гости, вы предлагаете им присесть на стул или диван?». Почти все дети ответили утвердительно. А вот на вопрос: «Почему вы предлагаете гостям присесть?», ответы были более разнообразные. Например: «Чтобы гостю было приятно, что его хорошо встретили», «Чтобы гость отдохнул», «Может он устал, пусть посидит». Ответ Юры огорчил: «Чтобы он сказал: «какой вежливый мальчик!». Здесь очевидно, что дети руководствуются разными мотивами. И эти мотивы нравственные.

Из ответа Юры ясно, что мальчика слишком часто хвалят за хорошие поступки, а правильное объяснение этим поступкам он не слышал. Главным мотивом для него стало желание заслужить похвалу. Отчаиваться не надо, но меры принимать необходимо срочно. Пусть мальчик следит за порядком в своей комнате или уголке, за состоянием игрушек. Желательно, чтобы он был участником еженедельной уборки в доме, пусть следит за тем, чтобы аккуратно стояла обувь в прихожей. А вместо похвалы услышит слова: «Потрудились на славу! А теперь можно и отдохнуть» (именно «потрудились», подчеркните, что чистота — заслуга всех). Пришли, увидели, что обувь стоит на месте, лучше просто скажите примерно так: «В прихожей порядок, посмотрим, как в других комнатах. Давай быстро убери книги на полке и т.п., и будем готовить ужин. Папа с работы придет и все вместе после ужина поиграем». Таким способом, вы втянете своего малыша в процесс уборки в доме, т.е. приучите следить за порядком, а так же мальчику или девочке будет привита привычка, что это необходимая работа.

Конечно, одобрение правильных поступков не теряет своего значения. Однако, не следует хвалить за то, что малыш поступил так, как и должен был поступить.

Приходят гости, попросите ребенка принести стул, так как человеку неудобно стоять, да и хозяевам тоже неловко, когда гость на ногах. Можно попросить ребенка 6-7 лет показать гостю семейный альбом, новую книгу, пусть покажет свои рисунки. Гости разные, и просьбы будут то же разные. Но неизменным остается одно: именно так воспитывается умение проявить гостеприимство, желание помочь кому-либо, доставить радость и удовольствие.семья основа нравственности

Семья — основа нравственности

Воспитанность ребенка, его нравственность, прежде всего, определяется его отношением к окружающим. Необходимая привычка: не шуметь, когда кто-то отдыхает, поднять и подать взрослому оброненную им вещь тесно связана с такими видами деятельности, как игра, самообслуживание, помощь взрослым. Задача взрослых в данном случае сделать так, чтобы у их детей было все необходимое для игры (игрушки, книги и.т.д.), чтобы вы смогли помочь детям наполнить жизнь содержанием. А так же, чтобы взрослые предъявляли требования согласно умениям и возрасту своих детей. Именно через игру и совместный труд закладываются такие основы нравственности, как уважение к труду взрослых, готовность помочь им. Прежде всего маме, папе, бабушке, дедушке.

Если в ребенке присутствуют доброта и забота по отношению к членам семьи, в последствии все это перейдет и на окружающих: чуткость, доброжелательность, гостеприимство, готовность помочь другому и многие необходимые качества личности.

Ещё очень важная сторона нравственного поведения — умение просить разрешения. Ребенок с раннего детства должен понимать и усвоить правило: когда хочешь взять вещь, которая тебе не принадлежит, нужно попросить разрешения: папину или мамину книгу, дедушкины очки, бабушкину спицу и т.п. С возрастом ребенок поймет, что эта привычка не просто дань вежливости, а, спрашивая разрешения, он проявляет уважение к правам других членов семьи. Пока малыш невелик, он об этих правах ещё не знает, но навык формирования данной привычки обязателен. А сколько конфликтов возникает на этой почве у детей? Каждому, наверное, знакома такая ситуация: Боря обидел Марину. На вопрос взрослого, почему он это сделал, малыш сказал:»А почему она у меня без спросу конфету взяла?». Боре, безусловно, следует заметить, что девочек обижать нельзя, но и сказать, что Марина не права и попытаться сгладить конфликт.

Если Марина без спроса не возьмет конфету, то будьте спокойны: она в детском саду не отнимет игрушку у другого ребенка, в школе — учебник или тетрадь и другие принадлежности. Значит вы ей привили привычку уважать окружающих.

Для закрепления вопросов нравственного поведения можно и нужно читать рассказы о нравственности для детей, типа: С.Михалков «Как друзья познаются»,Н.Носов «Карасик», любые рассказы на тему» «А как бы ты поступил?» Побольше читайте рассказов о добре наших классиков: Толстого, Пришвина, Михалкова, Маршака, Бианки и многих других авторов, чье творчество доступно пониманию детей.

Воспитание нравственности через сказку

Происходит с раннего детства. Достаточно вспомнить сказку «Репка», где всегда и все взрослые обращают внимание на то, как дружно все вместе вытянули репку. А добрый поступок курочки Рябы, когда она, жалея бабу с дедом, говорит: «не плачьте, я вам снесу много яиц» и многое другое.

Именно сказки доставляют детям радость и удовольствие, в них дети безошибочно определяют, что такое хорошо и плохо и дают характеристику поступкам героев. Понимают и осуждают жестокость, приветствуют милосердие и добропорядочность.

сказка в воспитании через сказкуПрочитав детям такие сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Царевна-Лягушка», «Мороз Иванович», «12 месяцев», «Снегурочка», «Золушка» и многие другие, задайте им вопросы типа: какого человека называют добрым? Что значит быть добрым? Предложите им подумать и рассказать о добром человеке. Чем отличается доброта от жестокости? Кто из героев сказки поступает жестоко? Почему?

Интересен прием сравнения двух разных поступков. Рекомендую провести сравнение одного и того же поступка у разных детей. (используя бытовые ситуации. Например, с подачей гостю стула)

Проводя такие беседы, взрослые умело действуют на чувственный опыт детей, подчеркивают лучшие проявления добра, чуткости и хороших дел героев сказок. Так, постепенно, малышам прививаются лучшие нравственные качества личности, и будьте уверены: дети постепенно придут к пониманию понятий «хорошо» и «плохо».

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ