Воспитание положительного отношения к учебной деятельности

В настоящее время совершенствуется система общеобразовательной и профессиональной школы. Подготовка детей к школе включает в себя задачи умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания, а так же специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.

Отношение детей к учебной деятельности

Но наряду с этими двумя задачами важно воспитать в ребёнке любознательность, умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность задавать вопросы и получать на них ответы, а также самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Решение этих вопросов для детей старшего дошкольного возраста необходимо – представьте себе, как будет учиться ваш ребёнок в школе, если у него не сформирован интерес к знаниям. Без интереса детям трудно мобилизовать свою волю для выполнения заданий учителя и для достижения положительных результатов в учении.

Отношение ребёнка к учебной деятельности мотивы учения

У детей дошкольного возраста мотивы учебной деятельности ещё не выражены так ярко, как хотелось бы. Они в основном связаны:

  • С внешними сторонами изменений, встречей с неизвестным, с интересом к новой ситуации «А что там, в школе?»  Дошкольников привлекает  новизна школьной формы, ранец (рюкзак), новое здание, встреча с новыми людьми и пр.
  • Чтобы этот интерес не угас, чтоб ребёнок был готов к этим изменениям, следует перевести его внимание на успешность усвоения учебного материала, т.е. развитие познавательного интереса, который помогает и позволяет ребёнку включиться в учебную деятельность и выражается в формировании умений в достижении поставленных задач: «Интересно», «Хочу знать!» и пр.
  • Развитие нравственно-волевых мотивов: чувство долга, умения преодолевать препятствия и проявлять интеллектуальную активность.положительное отношение детей к учебной деятельности
  • Немаловажным мотивом является потребность детей в общении с сверстниками, учителем, их желанием понравиться тем и другим, заслужить одобрительную оценку взрослых, стать лучшим. Уже к 3-4 классу доминирует мотив – желание получить хорошую отметку за свои знания, старания, умения и т.д.
  • Желание получить хорошую отметку иногда может развить такой отрицательный мотив, как желание избежать неприятностей, наказания, как от учителя, так и от родителей, боязнь быть в глазах других людей неуспешным, неумелым и т.д. Боязнь эта очень часто приводит к обману. В любом случае, а в данном случае особенно, от родителей требуется понимание того, что ребёнку необходимо внимание, поддержка. Кроме того, дети должны быть уверены, что родители искренне заинтересованы в их успехе. Это стимулирует у детей развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Таким образом, задачи умственного воспитания детей при подготовке их к школе тесно связаны с воспитанием настойчивости, прилежанием, интереса к знаниям, самостоятельности, активности, ответственности и стремления добиться результата в своей деятельности.

отношение детей к учебной деятельности

Воспитание у детей  положительного отношения  к учебной деятельности в семье

Приведу пример моей приятельницы, назовём её Галина. Она по специальности учитель начальных классов и точно знала, что ей нужно делать. В своей работе учителя начальных классов она придерживалась мнения, что интерес детей к учебной деятельности обеспечивается не только содержанием занятий с ними, но и воспитание у детей осознания значимости этих занятий.  Родителям своих будущих учеников и первоклассников она рекомендовала: воспитывая у детей положительное отношение к учебной деятельности,  чаще рассказывать им о том, как они учились в школе. Причём, просила их не стесняться перед детьми и рассказывать, как положительные моменты, так и неприятные истории. Например, из своей жизни она рассказала, как однажды не собрала с вечера портфель, результат – не положила утром краски и кисточки для рисования, хорошо, что у них в классе были дети, у которых оказались запасные кисточки и краски. Подобные простые рассказы эмоционально воздействуют на детей: это случай из жизни их мамы!  Используя такой приём, родители раскрывают своим малышам их будущее – жизнь в школе среди сверстников. Школьные правила представляются в виде конкретных жизненных ситуаций типа:  однажды, прочитав младшей дочери (будущей первокласснице) стихи про кур: К. Авдиенко «Куры-куры», А. Кухтина  «Куры», В. Черныева «Курица снесла яйцо», К. Чуковсккого «Курица», Галя задала вопрос девочке: «Где живут куры?». Ответ был очень распространённый: «Куры живут в деревне, на даче.

отношение детей к учебной деятельности детей

А ещё на даче живут собаки и кошки. Тёти Валина собака…». Женщина поняла, что дочь хочет общения с матерью, выслушала её, а затем  напомнила, что был задан вопрос: «Где живут куры?», заострила внимание дочери, что когда тебя спрашивают, следует отвечать на поставленный вопрос, а не отвлекаться, это может обидеть собеседника. Напоминая дочери, что она скоро пойдёт в школу, Галя неоднократно повторяла: на уроках нельзя отвлекаться, надо уметь слушать учителя и отвечать на его вопросы. Объясняла девочке правила поведения на уроке: во время чтения, объяснения учителем материала необходимо слушать внимательно и не мешать никому, ничего не трогать на столе, не отвлекаться. Кода учитель тебя спросит, следует отвечать на его вопрос правильно, по теме. Когда хочешь что-то спросить, следует поднять руку и спрашивать только после того,  как тебе разрешит учитель. Кроме того, со своими детьми Галина выращивали комнатные растения, которые её дети приносили второго сентября в свой класс в качестве подарка. Это оказывало положительное влияние на сверстников в классе. Во время прогулок в лес, на речку они собирали шишки, корневища, цветы, которые засушивали, хвою и прочее для уроков труда в школе. На прогулках она напоминала ребятам, что в школе они будут решать задачи, и предлагала детям составить задачу про берёзки и цветы, про птиц ит.п. Не следует воспринимать мною приведённые примеры так, будто все прогулки в семье были учебные.

воспитание у детей положительного отношения к учебе в семье

Нет. Не все и в зависимости от ситуации, с каждым ребёнком было  всё по-разному, но моменты, которые располагали к разговору о школе, не упускались Галиной.

Сообщение детям новых знаний через прогулки, чтение художественной литературы, рассказов взрослых, решения задач, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, игру формирует у них познавательный интерес. Приобретение различных умений и навыков является главным условием развития нравственно-волевых качеств. Например, давая  задание сделать красивый фонарик на ёлку, следует тщательно разъяснять ребёнку способ выполнения поделки, заставляя его слушать  внимательно и работать аккуратно и по правилам, доводить начатое дело до его завершения. Читая ребёнку книгу, вы побуждаете его к напряжению мысли, преодолению трудностей (ведь ему гораздо интереснее делать то, что он хочет). Давая подобные задания своим детям, взрослые должны учитывать доступность материала пониманию своих детей  и соблюдая его объём. Так, дети 4-5 лет могут слушать внимательно взрослого в течение 10 – 15 минут, в 5-6 лет – 15 – 20 минут, к семи годам это время увеличивается не более, чем на 10 – 15 минут, т.е. 20 – 30 минут. Если ваш малыш отвлекается в процессе тех занятий, которые вы ему предложили, не следует думать, что он устал. Может, ему просто не интересен материал или ваше задание. А бывает и так, что дети справляются с заданием слишком быстро и не знают, как сказать об этом взрослому, и начинают шалить.

отношение ребенка к учебной деятельности

Добиваясь от детей активности, внимательного отношения к вопросам взрослого прибегайте к  вопросу типа: «Что тебе не понятно? или Ты понял, что нужно делать?» и т.п. Замечу, что дети не сразу решаются признаться в неумении, незнании, попросить разъяснения. Они не всегда могут сформулировать свой вопрос. Поэтому любые их обращения следует поддерживать, оценивать положительно, как стремление точно выполнить ваши указания. Например, мама показывает Пете, как положить выкройку куба на бумагу и перевести её. Вопросом: «Тебе понятно?» она уточняет, что ребёнок готов к выполнению задания.  В следующий раз при изготовлении цилиндра женщина уже не показывает приём наложения выкройки, а предлагает мальчику самому правильно начать работу. Предоставляя сыну самостоятельность, она предлагает ему самому склеить цилиндр, раскрасить его и т.д.  Если дети не понимают, что они сделали работу не совсем точно и правильно, следует обратить на это внимание, указав на то, что всё произошло из-за их невнимательности, торопливости и других причин, которые вы точно заметили и знаете.

Таким способом вы формируете положительное отношение ребёнка к учебной деятельности и требованиям взрослых, к выполнению указаний, советов и желание следовать им.

Advertisement

Комментарии закрыты.