Воспитываем привычку трудиться

Трудиться, выбрав дело по душе, это естественное состояние человека, такое же, как дышать, пить воду и просто жить.

«Посеешь привычку – пожнешь характер»

Так говорится в известной пословице. В данном случае под «привычкой» подразумевается наличие группы навыков, требующих трудового усилия: культурно-гигиенические навыки, накопленные трудовые привычки, умения и знания.

У любого здорового ребенка потребность к деятельности появляется с момента познания им green-kids-garden-lg-360x300окружающего мира, практически с момента рождения. Задача взрослых, в частности родителей, состоит в том, чтобы эту природную наклонность преобразовать в положительное качество личности – привычку трудиться. В статьях «Лень или неумение трудиться?», «Есть такое слово «НАДО» частично говорилось о том, какие поручения можно и нужно давать детям, воспитывая трудолюбие. Все-таки, что ни говори, а основы воспитания всех привычек и навыков закладываются в семье. Одна из основных привычек – желание и умение трудиться – не исключение.

Как это сделать?

В первую очередь, все родители, должны понимать, что привычку трудиться, начинать вырабатывать необходимо очень рано. Как только ребенок начал подражать взрослым,  проявлять активные действия — не погасите это желание. Дайте ему возможность развить и превратить свое желание в привычку. Это может быть все что угодно: мытье посуды, желание помочь принести воду, убрать мусор, протереть пыль, собрать игрушки или книги в шкафу и т.д. И самое главное, за малейший успех обязательно похвалите своего малыша. Похвала – она не только наполнит его сердечко  радостью, но  малыш увидит и результат того, что он сделал. Желание повторить свой успех рождает потребность в желании помочь. Таким образом, у ребенка зародится потребность в труде. Важно не упустить эту потребность, тогда она перерастет в хорошую привычку. А привычка (все мы любим повторять это выражение) — «вторая натура». Дело это хлопотное, результатов быстрых не бывает. Сначала ребенок преодолевает трудности и свои неумения, а получив результат, испытывает удовлетворение. Вот один  из многих примеров: захожу в старшую группу детского сада, подходит ко мне Андрей и говорит: «У меня сегодня 281625_62891-700x500хорошее настроение!». Спрашиваю: «почему?» и слышу ответ, что он научился завязывать ботинки. Девочки из группы подошли и говорят, что Андрей помогает им завязывать ботинки. Надо было видеть глаза мальчика! Столько в них было торжества, радости, наверное, даже счастья. До этого я неоднократно наблюдала, как мама, приходя за ним вечером в детский сад, упорно заставляла его правильно (на ту ногу) надевать ботинки, не торопясь, правильно шнуровать и завязывать их. На вопрос воспитателя, почему не купят ботинки с липучками (мальчику действительно было трудно, даже его иногда было жалко), она строго сказала: «Пусть учится и привыкает!». Молодец! У Андрея я уверена, если не все, то многое в жизни будет получаться. Так же точно обстоят дела и с пуговицами. С 5 лет ребенку надо давать иголку и учить  пользоваться ею, к поступлению в школу, он должен сам научится пришивать пуговицы.

Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает много места. Уборка, магазины, стряпня, стирка, да всего не перечислишь, дел много. Кстати, многие из них повторяются изо дня в день. Привлекать к ним детей обязательно надо. И не только по тому, что это им пригодится во взрослой жизни, главная причина в том, что с выполнением бытовых поручений, дел и начинается воспитываться привычка трудиться, заботиться о близких. Трудовые поручения в быту не должны быть эпизодическими. Научили ребенка пользоваться ножом, научите чистить картошку, и пусть он это постоянно делает. Умеет он хорошо пользоваться тряпкой и водой – вмените ему в обязанность сначала протирать пыль на подоконниках, в шкафах, полках, затем пусть моет пол. Конечно, любая мама с этим справится быстрее, но у нее есть другие дела, а ребенку необходимы обязанности по дому. Перечень этих обязанностей из года в год пусть увеличивается.

Выражение «подрастет — научится» в воспитании любых привычек не годится, забудьте его.4627152 Подрастет – надо будет многому другому учиться, а время идет вперед, ушедшее не вернёшь, так и образуется пробел в знаниях и умениях, из-за которого страдать будет в первую очередь Ваш ребенок.

Вот случай из жизни: девочка пятого класса отличница. При первой уборке в классе ей пришлось взять тряпку в руки. Она сначала брезгливо подняла её кончиками пальцев, а затем бросила  в ведро, и отказалась мыть стол, за которым сама же и сидит, работает. Сам факт, что ей придется «убирать грязь», вызвал у нее отвращение. Другие девочки стали её называть «маминой дочкой», «белоручкой». А в чем вина девочки? Ленивой её не назовешь: она отлично учится, значит — умеет трудиться. Просто образ жизни в семье приучил ее к тому, что её труд – это учеба, а остальное делают другие.

Из этого примера не трудно сделать вывод – мы, взрослые, должны приучать ребенка выполнять любую работу, «грязная» она или «чистая». Это необходимо не только для воспитания умения работать, но и следует понимать, что любой несложный труд требует от ребенка умственной напряженности, проявления инициативы, самостоятельности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ