Особенности выполнения устных заданий

устные уроки домаДо сих пор мы с вами вели речь в основном о помощи детям в выполнении письменных заданий: упражнений, сочинений, диктантов. Приходя домой с работы, мы, прежде всего осведомляемся: «Письменные уроки сделал (сделала)?». Иногда наши вопросы касаются тех предметов, по которым дети испытывают явное затруднение.

Устные задания

Как-то само собой сложилось, что все так называемые нами «устные уроки» воспринимаются взрослыми как что-то второстепенное. Отсюда и меньше таким урокам уделяется внимания, появилась привычка к тому, что «устные уроки» оставляются на потом.

Беседа о выполнении домашнего задания

На первых порах школьного обучения беседы о том, как ваш ребенок будет выполнять задание просто необходимы.

Вот ему задали первый пересказ. Первое, что нужно сделать — пусть ребенок прочитает текст, как ему удобно: про себя или вслух. Затем изложит его содержание. (разумеется вы должны знать содержание текста).

Кстати, существует ошибочное мнение, что будто бы текст необходимо читать вслух. Есть дети, которым громкое чтение мешает воспринимать содержание. Они вслушиваются в звуки своего голоса и не могут сосредоточиться. Поэтому пока вы не поняли, как лучше ваш сын или дочь усваивают содержание текста, лучше не навязывать им свое мнение. Пример: в первом классе Вари и Дины пришел другой учитель и стал проверять технику чтения. У Вари оценки были лучше, чем у Дины. А Дина читала лучше. Педагог был в недоумении. Тогда он предложил девочкам после прочтения передать содержание текста. Варя с успехом справилась с заданием, а Дина не смогла рассказать о прочитанном. Сразу же стало ясно, почему такие оценки у девочек. Дина относилась как раз к той категории детей, которым громкая читка мешала усвоить содержание текста.

Итак, ребенок прочитал текст, а пересказать не может. Не сердитесь, не нервничайте, а разделите тест на несколько частей.запоминаем прочитанный текст

Пусть читает часть, затем её пересказывает, и так продолжайте до тех, пор, пока он не сумеет пересказать весь тест. Если текст небольшой, попросите его прочитать ещё раз другим способом (ребенок читал про себя, пусть прочитает вслух или наоборот).

Если и это не помогло, не бойтесь, прочитайте текст сами, побеседуйте по его содержанию, ещё раз прочитайте и пусть он пересказывает. Этот прием точно сработает, только от него следует как можно быстрее отходить, так как это наиболее простой способ запоминания. Вы же не будете в старших классах прочитывать ему тексты по литературе, истории, физике и т.д.

Когда ребенок станет постарше, научите его делить текст на части. Приучите его читать текст с карандашом. Прочитал часть текста, пусть запишет коротко то, что считает нужным. И таким образом, прочитав все части и записав необходимое, у него получится план рассказа, пусть пересказывает по этому плану.

Ирина своей дочери первокласснице каждый прочитанный ею абзац записывала содержание текста сама, так как девочка ещё не умела писать. Например: был задан пересказ текста «Живая шляпа» Н.Носова. Прочитав первую часть рассказа, Ира записала: «Шляпа упала. Что увидел Вова?», после прочтения второй части было записано: «Что увидели ребята? Как они узнали, что под шляпой котенок?». Таким образом, после прочтения рассказа, девочка ответила на все вопросы (причем мама просила её отвечать, как можно подробнее) и пересказ был готов. Первоклассница быстро научилась пересказывать содержание рассказов, которые с каждым разом становились все сложнее и длиннее. Научившись пересказу, ваш ребенок с успехом будет решать задачи по математике, запоминать материал по природоведению и прочее.

родители помагают сделать урокиРодителям необходимо помнить:

  1. Поддержите стремление ребенка стать школьником, не дайте ему разочароваться, когда он встретится с некоторыми трудностями в учебе и выполнении домашних заданий. Поддерживайте желание ребенка добивать успехов.
  2. Помните, что ваш ребенок имеет право на ошибку. Просто помогите ему её исправить, спокойно, не раздражаясь и не торопясь.
  3. Будьте заботливы и внимательны к жалобам малыша на плохое самочувствие, так как это может быть реакция на появившиеся трудности, с которыми столкнулся ваш ребенок.
  4. Если вы раньше ему читали на ночь сказки, рассказы, рассказывали интересные истории, не лишайте малыша этой возможности в первом классе. Все это успокаивает ребенка, помогает ему снять напряжение и спокойно уснуть.
  5. Никогда не обещайте ничего за выполнение заданий. Необходимо, чтобы ребенок с первых дней учебы в школе понял, что учеба — это его основная деятельность, и он должен выполнять её хорошо и очень хорошо.
  6. Разговаривайте со своим первоклассником обо всем, что он видел, делал в школе. Что ему понравилось или кто и почему и т.п.
  7. Не забывайте, что похвала является хорошим стимулом достижения успехов. Если все же у ребенка возникли трудности, то осторожно помогите ему так, чтобы решение он сделал сам. А вы скажете:»Молодец! Вот видишь — подумал и у тебя все получилось.»
  8. Если вы увидели, что ребенок, прочитав задание, рисует, что-то чертит, не запрещайте это ему делать. Возможно, он так сосредотачивается на задании, такой способ помогает ему запоминать и думать. Конечно, присмотреться стоит, но с запретом повремените. Я знала мальчика, который заучивал стихи, играя на баяне, а вечером их рассказывал матери. (мальчик учился в музыкальной школе, причем очень успешно).

Организация выполнения устных заданий

Ничего особенного в организации выполнения устных заданий нет. Требования к ней точно такие же, как и при выполнении письменных заданий. Только позволю напомнить родителям, что какая бы ни была хорошая погода, интересная передача по телевидению или какие бы гости не нагрянули с визитом — уроки должны быть сделаны, и желательно, чтоб сделаны они были вовремя. Многим родителям иногда кажется излишним придавать этому большое значение.

Но поверьте, первое, что может прийти на помощь ребенку — это понимание, что уроки готовить просто надо. Вот и всё.

Привычка заниматься систематически и добросовестно должна ещё сопровождаться выработкой различного подхода к урокам. организация выполнения устных заданийНе секрет, что дети осваивают разные предметы по-разному — одни им даются легко, и учатся по этим предметам ребята успешно, другие потруднее или совсем трудно. Отсюда и временные затраты на выполнение заданий разные. Ребенку в данном случае следует помочь: посидеть с ним рядом или побеседовать о прочитанном, может сделать небольшую физкультурную паузу и т.п.Любая помощь и поддержка концентрирует внимание детей, и они вновь могут сосредоточиться на работе.

Наверное, родители, которые систематически присутствующие при выполнении ребенком заданий, вправе спросить: А когда же можно оставлять ребенка наедине со своими уроками?» На мой взгляд — как можно раньше, едва вы почувствуете, что он может обходиться без вас. Но резко делать этого не надо — отойдите сначала по каким-то своим делам, а потом ваши сын или дочь привыкнут, что вас с ними не бывает. Затягивать этот процесс опасно: есть дети, с которыми родители сидят за выполнением заданий до тех пор, когда уж их и детьми-то особо не назовешь. И это очень вредно. Такие дети решительно ничего не могут сделать без взрослого и чувствуют себя без него совершенно беспомощно.

Вы не присутствовали при выполнении заданий и хотите проверить его. Ни в коем случае не ограничивайтесь вопросом:»Ну как, приготовил задание, сможешь рассказать?». Обязательно поинтересуйтесь, как он готовил свое задание самостоятельно, сколько раз прочитал текст, как его читал. И только потом пусть перескажет содержание параграфа, рассказа, главы и т.п.

Цель устных уроков

в основном связана с их темой. Но перед всеми устными уроками стоят цели:

  • Точное восприятие учащимися материала, его понимание и запоминание;
  • Развитие мыслительной деятельности детей и умение излагать материал по предметам в нужной последовательности;
  • Развитие речевой активности учащихся;
  • Умение принимать самостоятельные решения и доводить начатое дело до логического его завершения.

цель устных уроков

Значение устных уроков

  1. В процессе выполнения уроков, в частности устных, воспитывается привычка работать ежедневно, систематически, добиваясь определенных результатов. Вспомним пословицу «привычка — вторая натура». Пожалуй, воспитание привычки выполнять задания самостоятельно и в одно и то же время — одно из хлопотных дел, и не надо ждать слишком быстрых и легких результатов. Во-первых потому что — это труд, а во-вторых — всякий труд связан с преодолением не умений, с усилием над самим собой, напряжением, усталостью и т.д.
  2. Дети привыкают работать интенсивно, концентрируясь полностью внутренне на выполнении заданий.
  3. Учатся пользоваться словарями, дополнительной литературой и умению отбирать нужный материал в любых источниках информации.
  4. Учатся самостоятельно преодолевать трудности. Только, преодолевая трудности и неумения, дети добиваются определенных результатов и постепенно находят в этом удовлетворение. Получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания. Он радуется и предлагает разделить эту радость всем окружающим его.

Качество выполнения домашних заданий зависит от интереса детей к предмету, от уровня их трудоспособности, терпения, умения доводить начатое дело до конца, от привычки делать уроки в одно и то же время и прочее.

Заканчивая статью, прошу запомнить одну единственную истину: родители первоклассников должны проявить любовь и терпение. Если по какой-либо причине не всё хорошо получается, то удвойте дозу.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ