Выявление и развитие способностей дошкольников

способности детей дошкольного возрастаСпособный или неспособный человек. Как нас это всегда волнует. «У моего Андрея нет никаких способностей к математике. А мне так хотелось бы, чтоб он, как и отец стал инженером!»,- сетует мама.

Развитие способностей

Что такое способность? Говоря о способностях, мы говорим о возможностях человека. Недопустимо ставить равенство между способностями и знаниями, умениями. Иногда эти понятия отождествляются. Приведу хрестоматийный пример о художнике Сурикове, которому в молодые годы отказали в поступлении в Академию художеств. Инспектор Академии заявил ему: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Здесь четко прослеживается: способности были, а знаний и умений не хватало. И Суриков это доказал, приобретя со временем необходимый багаж знаний и навыков.

Выявление способностей

Как можно выявить способность, а выявив развить? Этот вопрос стоит перед родителями практически с момента рождения малыша, позднее и перед детским садом, и школой. Вопрос очень трудный, так как у немногих дарование лежит на поверхности. В основном дарование, способность нужно увидеть, уловить в каких-то ситуациях, а затем способствовать его развитию, ненавязчиво, тактично помочь ребенку выбрать нужный путь и укрепиться в своем выборе.выявление способностей у детей

Жизненный опыт показывает, что многие выпускники школ не могут определиться по профессии, многие выбирают путь, предложенный родителями, и не у всех этот путь удачен. Я сейчас выскажу мысль, которая у многих вызовет негативную реакцию, в лучшем случае, возражение: если ваш ребенок бросил учебное заведение — не мешайте ему. Пусть он лучше уйдет из учебного заведения, чем будет никчемным врачом, учителем, инженером и прочее.

Мои знакомые, врачи, своего единственного сына то же видели врачом. А мальчик не стал поступать в мединститут, пошел в армию, из армии пришел с четким понятием, что он будет поваром. Отец долго этому сопротивлялся (он устроил сына в больницу санитаром, с целью ознакомления с профессией водил его на все свои обходы). Но мальчик был непреклонен, сына поддержала мать. Теперь он повар, работает в ресторане, любит свою профессию и очень благодарен маме за понимание, поддержку и веру в его способность и выбор.

Если вы увидели у своего ребенка устойчивый интерес и склонность к какому-то виду деятельности, задумайтесь — не дают ли себя знать зарождающиеся способности.

Но вот беда! У детей эти интересы и увлечения часто меняются, что само по себе хорошо: идет активный поиск своего интереса, своей способности.

Задача родителей в данном случае поощрять этот поиск, создавать необходимые условия и помочь сделать выбор, превратить этот выбор в склонность заниматься данной деятельностью.

Развитие и воспитание способностей

Способность — это возможность, а достигнутый уровень мастерства — это действительность. Проявившиеся у ребенка способности к музыке совершенно не значат, что он станет великим музыкантом. Чтобы не произошло, а без знаний нот, специального обучения, без умения владеть музыкальными инструментами способность к музыке не будет развиваться. Так же нельзя говорить о способностях ребенка к рисованию, если его этому не учили. Только в процессе обучения рисунку может выясниться, есть у ребенка способность или нет. У некоторых детей эта способность проявляется в дошкольном возрасте, и воспитатели, как правило, замечают таких детей и рекомендуют родителям отдать ребенка в художественную школу, кружок (все зависит от условий жизни в целом и семьи). Пример: в детский сад «Подснежник» ходили два брата. Оба проявляли отличную способность к прикладному искусству и рисованию. В отличие от Сережи, у Димы способность проявлялась более четко. Папа (по профессии был художник-оформитель) занимался с Сережей больше и систематически, обучая его навыкам мастерства. В результате Сергей выучился и стал учителем по прикладному мастерству (профессия может не совсем точно мною указана, но сути это не меняет), теперь он работает в детском доме и обучает мастерству работы с деревом и другими материалами детей разных возрастов. У Димы же интерес к изобразительному творчеству исчез совсем.

Часто очень способность дает возможность приобрести нужные знания и умения. Но, чтобы это произошло, необходимо, кроме специального обучения, иметь весь материал, оборудование, инструмент для данной деятельности, желание обучающегося, его огромная выдержка и терпение, хорошее состояние здоровья и многое-многое другое. Всё перечисленное является как раз всем тем, без чего способности могут не развиться. Кроме того, ещё необходимо умение трудиться.

Однако жизненный опыт показывает, что родителей гораздо чаще тревожит вопрос не как развивать имеющиеся у детей способности и дарования, а как привить способность к учебной деятельности.

Трудоспособность

трудоспособность ребенкаЭто — умение трудиться, которое поддерживает интерес к деятельности и побуждает совершенствовать способности ребенка. Многие взрослые, в том числе и родители, могут возразить, мотивируя тем, что способные дети учатся легко, они быстро и прочно запоминают все на уроке, а дома мало тратят времени на подготовку к следующему дню. Пример: в начальных классах два друга — Вова и Слава. Вове всё давалось легко, на выполнение уроков он мало тратил времени. Чем гордились все: и сам Вова, и его родители. Слава же много занимался, обращался за помощью к старшим, читал. Когда они перешли в пятый класс, Слава по-прежнему без проблем занимался дома выполнением домашних заданий, а вот у Вовы начались отставания в учебе.

Объясняется всё очень просто. Ребенок, привыкнув к тому, что все ему дается легко, не знает, что такое усидчивость и трудолюбие, прилежание. Переход на другой уровень обучения выявил у мальчика неумение работать. Иначе говоря, у Володи обнаружилось отсутствие трудоспособности.

Трудоспособность, конечно, не заменяет всех других способностей, но взаимодействует с ними, обостряет их. Имея способность запоминать материал с поразительной быстротой, но, не имея привычки трудиться, Вова стал отставать в знаниях. На этом фоне Слава стал ему казаться эрудированным, знающим.

Вот почему, говоря о развитии способностей, с особой силой подчеркивается развитие трудоспособности.

Воспитывая привычку трудиться, вы непроизвольно искореняете такой порок, как лень или неумение трудиться. Это отвратительная черта, которая свидетельствует о бессилии, душевной дряблости человека. Бороться с ленью можно только одним способом: втягивать ребенка в трудовую деятельность, опираясь на его интересы.

Способности и интересы

Интерес

Самый важный фактор развития способностей и, в частности, трудоспособности. Примеров тому можно привести много и из литературы, и из личной жизни взрослых. Я могу привести пример угасающего интереса. Один мой знакомый как-то сказал, что благодаря маме, он не стал писателем. Сам же он до сих пор не знает хорошо это или плохо. Он в школе задумал писать повесть или рассказ, сочинял и записывал по главам. Тетрадь свою тщательно прятал. Но однажды мать во время уборки нашла тетрадь, и, обнаружив в его записях множество ошибок, сказала: «Будешь каждый день по два листа переписывать, исправляя ошибки, а я буду проверять». За переписыванием своих текстов весь интерес к написанию рассказа пропал. Возможно, этот интерес со временем бы пропал и сам по себе, а возможно был заглушен бессмысленным переписыванием текста. Ошибки можно исправить по-другому.интерес детей

Развитие интереса дошкольников

Зависит от семьи. Увидеть зарождающиеся способности ребенка, во время помочь, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой и настойчивость — задача родителей.

Думаю, что многим взрослым знакомы такие приёмы, как подбор литературы по интересам, научить пользоваться словарем, документами, приобрести необходимые материалы. И всё это ради того, чтобы поддержать интерес ребенка, развить его воображение и проявившуюся способность. Кстати, в декабре 2015 года в телепередаче «Мужское и женское» на первом канале рассказывали об опыте развития способностей на примере двух семей. В целях воспитания и развития способностей опыт этих семей очень и очень интересен. А я приведу свой пример.

Воспитатель Астраханцева В.С. увлекалась изготовлением игрушек-самоделок из природного материала. Использовала свое увлечение в работе с детьми. Оказалось, что это её увлечение началось, когда она заметила, что её дочь Ирина в пятилетнем возрасте старалась смастерить из шишек зверей. Она помогла ей это сделать, затем показала, какой ещё материал можно использовать в изготовлении поделок. И так, постепенно, вместе с дочерью увлеклась сама. В конце концов это стало их совместное хобби.

Фантазия, труд и творчество слились у них в единый поток. Фантазия дочери и знания мамы помогали им создавать новые образы. Они принимали участие во всех выставках народного творчества, которые проводились в их регионе. Неоднократно были призерами этих конкурсов, выставок.

Родителям не надо бояться бурного расцвета фантазии детей. Направляйте этот поток так, чтобы фантазия соприкасалась с жизнью, а трудоспособность помогала её реализации.

 

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ