Я – сам

ребенок одевается сам«Я – сам» — это одно из самых важных свойств психики, которое нельзя оставлять без внимания, особенно в раннем возрасте и в дошкольные годы. Именно в желании «я сам» проявляется стремление к самостоятельным действиям. Застегнуть куртку, ботинки – для малыша это большой труд, который требует старания, усилий, настойчивости.Если родители поддерживают ребенка, они вольно или невольно воспитывают у него стремление к активности, к самоутверждению, настойчивости.

Со второго года жизни

Ребенок не может сидеть пассивно за столом, ему необходимо есть. Дайте ему ложку, и пусть он учится зачерпывать кашу. Не важно, что ложка будет поднесена ко рту пустая, не беда, что пока «по усам текло», вы его накормите, а у Вашего ребенка копится опыт – держать ложку, умение зачерпывать ею кашу, поднести ко рту. Важно поддержать это стремление к самостоятельности. В процессе кормления ребенок познает последовательность действий, и этот процесс для него становится интересен. Дети даже лучше начинают кушать, проще говоря, у них улучшается аппетит.

Точно так же постепенно втягиваете в процесс одевания, умывания. В группах детского сада очень заметно выделяются те дети, которые дома приучены к элементарным навыкам: Лариса тщательно моет руки, умеет стряхивать с них воду, а после вытирания полотенце тщательно расправляет, а на вопрос, зачем она это сделала? отвечает: «красиво», а воспитатель ее похвалила и добавила, «Полотенце еще и лучше высохнет, т.к. Лариса, вытирала мокрые руки, и оно стало влажным». Таким образом, Лариса получила дополнительные знания и стимул – всегда так делать. Таня увидела, что кукла валяется на паласе, она подняла ее, отряхнула, расправила ей платьице и только потом усадила на стульчик в игровом уголке. Так она поступила потому, что ее вовремя приучили к порядку, а ей всего 3 года.

А как поступить, если малыш тянется, к ножницам???  «Я сам» — в таком случае объяснения мало. Лучше если родители найдут что вырезать и покажут малышу как это трудно и опасно, т.к. ножницы острые. А ребенок после вырезания уберет обрезки в указанное место, а вырезанными предметами поиграет и разместит их у себя. У него появится право показать эти предметы сверстникам и с гордостью сказать: «это сделали мы с мамой (папой)».  Отказами ему брать ножницы – будьте последовательны, не уступайте, т.к. нарушение этого правила будет повторяться – это уже доказано жизненным опытом других, и это нарушение не редко приводит к детским капризам.

О капризах детей

Их причине и недопущению мы поговорим в следующий раз. А сейчас напоминаю, что к трем годам, если вы поощряете и поддерживаете детей к действиям – «я сам», то Ваш малыш в состоянии оказать помощь взрослым: помочь накрыть на стол (не давайте бьющиеся предметы), убирать игрушки на место. У него есть привычка самому одеваться и раздеваться. Привлекая детей к помощи необходимо следить, что бы его действия сопровождались радостными переживаниями (надень правильно ботинок, застегни и покажи папе, как у тебя получилось). Поддерживайте интерес, к проявлению привычки трудится, помогать взрослым, чаще хвалите малыша.

Advertisement
2 комментария к “Я – сам”
  • Ангелина

    Фев 10. 2015

    Легко сказать! А когда торопишься, не успеваешь? Как быть?

    Ответить
    • Нина

      Фев 10. 2015

      Ну, на первых порах, могу Вам посоветовать почитать статью «О времени и о себе» в рубрике «разное». поразмышляйте над своим распорядком дня и определитесь, когда и сколько отводить времени ребенку на его «Я-сам». А отводить это время необходимо.

      Ответить
  • Написать ответ