Поможем грамотно писать

учимся писать диктант «Мой сын отстает по русскому языку»- жалуется мама Юры. «Найми репетитора»,- говорит подруга. «Попроси учителя, чтобы позанимался с ним дополнительно»,- предлагает другая.

Не торопитесь делать ни то, ни другое. Есть много способов позаниматься с ребенком дома. Помочь можете вы сами. Главное — не спешить.

Способы выполнения домашних заданий

Такое же положение дел было у первоклассницы Вики. Девочка делала много ошибок в работах под диктовку, пропускала буквы и слоги при списывании текстов упражнений. Мама Вики, посоветовавшись с учительницей, стала писать с девочкой диктанты. Тексты брала из хорошо знакомых сказок, рассказов по 8-9 предложений, и Вика под диктовку писала эти предложения. (Замечу, что сначала надо прочитать всё предложение, а затем диктовать по 2-3 слова. Обязательно следует следить, чтобы ребенок проговаривал слова во время их написания.) Потом Вика с мамой проверяли текст. В словах, где были допущены ошибки, девочка делала исправления, поясняя, почему необходимо писать эту букву, а не другую. Если пояснить не могла, они находили правило и учили его.

Вскоре мама поняла, что на диктанты уходит много времени, дочь сидит долго в напряжении. Тогда они стали использовать заданные для списывания упражнения на дом. Сначала Вика читала задание, затем карандашом вписывала пропущенные буквы и поясняла свои действия. Если ошибалась, возвращались к повторению правила написания подобных слов. Затем под диктовку мамы, проговаривая слова, Вика писала предложения из заданного упражнения. (Писать, проговаривая слова на первых порах, правильный прием. Но постепенно от него надо отходить).

Самостоятельность в выполнении домашних заданий Вы можете возразить: ребенок привыкнет и будет ждать маму или кого-то другого из взрослых, чтобы делать домашние задания. Это зависит от Вас. Что сделала мама Вики?

Упражнения на хорошо знакомые правила девочка стала выполнять самостоятельно. Мама только проверяла. Затем и новые для себя упражнения она стала выполнять самостоятельно, но в присутствии мамы, обращаясь к ней в том случае, если не могла сама сделать. Мама в это время занималась своими делами, но всегда была готова прийти на помощь.

А совсем самостоятельное выполнение упражнений далось им обеим с трудом, но к окончанию третьего класса они с этой проблемой успешно справились. Вика научилась грамотно и внимательно писать, пользуясь подсказками взрослых только в редких случаях.

пишим грамотноЯ, в свою очередь, обращаю внимание родителей, что увлечение таким способом, влечет за собой некоторые последствия, а именно: дети могут не научиться внимательно, списывать упражнения. Поэтому предлагаю вашему вниманию ещё один способ выполнения упражнений. Первые 3-4 предложения ребенок выполняет таким же способом, как это делали Вика с мамой, а остальные предложения пусть делает самостоятельно, списывая их, а вы только проверите.

На дом задали урок Бывают дети, которые пишут грамотно, как взрослые любят говорить, «интуитивно», сами не зная, почему они пишут так, а не иначе. Просто у этих детей хорошо развита зрительная память, они видели написанные слова учителем на доске. Читая тексты, они непроизвольно запоминают слова и пишут их правильно. В данном случае задача взрослых, проверив задание, спросить первоклассника, почему он так написал. Пусть вам сын или дочь расскажут правило. У таких детей часто возникают сложности со знанием необходимых правил и знаками препинания.

Систематически занимаясь русским языком в 1-2 классах, обязательно увидите плоды вашего труда: ваши малыши научатся грамотно писать, будут знать необходимые правила и приобретут привычку умелого выполнения домашних заданий.

Следует дать понять ребенку: чтобы человек не делал, он должен делать все хорошо, вкладывая в работу душу. Строит ли человек мосты или правильно пишет букву, на качество работы ничего не должно сказаться.

Родительская опека или помощь

Не советую Вам постоянно присутствовать рядом с ребенком, когда он делает учимся писать вместе уроки. Привычка в родительской опеке в виде пассивного присутствия укореняется и может привести к нежелательным последствиям.

Пример: С Олей родители были всегда рядом в 1-2 классах, когда она выполняла уроки. У девочки выработалась привычка: без родителей она за выполнение домашних заданий не садилась до 8 класса, хотя задания делала самостоятельно, изредка обращаясь к взрослым за помощью. Это напрягало всех, так как очень часто по времени выполнение заканчивалось поздним вечером.

Привыкнув с вами заниматься систематически, просить помощь в трудном для ученика вопросе, малыш всегда попросит вас о помощи. Но, если первоклассник научен горьким опытом и знает, что вы будете раздражаться, кричать на него, сердиться, то он никогда не обратиться к вам, постарается обойтись без вашей помощи, а значит, он может не научиться писать диктантов, грамотно списывать предложения, может не узнать нужных правил. Все это скажется на его дальнейшем обучении. Примеров этому можно привести великое множество.

Все-таки, на первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи и поддержке, хотя бы в том, чтобы напомнить ему об уроках, и даже, может быть, немного посидеть иногда с ним рядом, пока он не втянется в работу. Эти первые его школьные шаги необычайно важны.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ