Занятия по речевому развитию

В статье «Некоторые вопросы развития связной речи» говорилось, что в настоящее время дети, поступившие в дошкольное учреждение, не умеют выражать правильно свои мысли, точно отвечать на вопрос, не могут подобрать слова, характеризующие признаки предметов и т.п.занятие по речевому развитию

А ведь всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе его общения с взрослыми и сверстниками. И среди множества задач, стоящих перед воспитателями, обучение детей родному языку и их речевое развитие — одна из главных. Чтобы наши дети овладели устной речью, мы составляем план речевого развития детей в группах детского сада на квартал:

Тематика занятий1 мл. группа2 мл. группа
формирование словаря

детей

63
звуковая культура речи63
грамматический строй речи63
связная речь63
ИТОГО24 занятия12 занятий

В средней (4-5 лет)

Группе проводится 12 занятий в квартал, из них:

звуковая культура речи3
заучивание стихотворений3
развитие связной речи:

— формирование словаря детей

и грамматического строя речи

— описание предметов, игрушек,

картин

 

3

 

3

                              ИТОГО12 занятий

Со второго полугодия учебного года с детьми этого возраста мы начинаем работать по обучению детей пересказыванию сказок и маленьких рассказов. Занятия по пересказам включаем в тематику по формированию словаря детей и грамматического строя речи. Позднее, когда дети освоят пересказ, переходим к драматизациям сказок «Колобок», «Теремок»,»Кот, петух и лиса» и т.д.

С детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

Существует такое распределение занятий:

описание предметов, картин, игрушек, ситуаций3
пересказ сказок, рассказов3
заучивание стихотворений6
развитие словаря и звуковая культура речи3
обучение детей рассказыванию6
подготовка к обучению грамоте3
ИТОГО в квартал24 занятия

Для детей 5-6-летнего возраста

Используется такой же перспективный план, как для детей подготовительной к школе группы, кроме трех занятий в квартал по подготовке к обучению грамоте. Вместо них воспитатели старшей группы проводят занятия по той тематике речевого развития, которую считают нужной для детей своей группы.занятие по речевому развитию в средней группе

Во всех группах детского сада при проведении занятий по речевому развитию необходимо следить за их плотностью, достичь которую нам помогает использование следующих приемов:

  • Чередование прямых способов обучения (пояснение, показ образца, способа действия) с игровыми. Например, звук «Ф» — воспитатель рассказывает о песенке ежа, показывает наглядно артикуляцию звука, затем отрабатывает четкое произношение звука индивидуально с 3-4 детьми, далее — хором, в дидактической игре. Чередование хоровых и индивидуальных ответов не только разнообразит занятие, но и вовлечет в него всех присутствующих детей;
  • Использование разнообразного дидактического материала;
  • Позднее пройденные темы по формированию словаря и звуков культуре речи закрепляются на других видах занятий по речевому развитию;

Следует отметить так же, что работу по развитию речи планируем и проводим на всех видах занятий. ПРИМЕР: занятие по конструированию с детьми от 2 до 3 лет. Тема: Диван. Цель:1.Познакомить детей с понятием «прямоугольник». Вводим слово «прямоугольник» в пассивный запас. 2.Сравниваем его с кирпичиком. Объясняем, что у него есть стороны длинные и короткие. Показываем, обследуем прямоугольник.3.Учим прикладывать один прямоугольник к другому — получился диван. 4.Воспитываем умение работать, руководствуясь показом и объяснением воспитателя.

Виды рассказов

Которые наши дети составляют в течение года:

Для детей 5-6 лет:

  1. Описание картин, игрушек, ситуаций.
  2. По прошедшим событиям в жизни детей. (Как я провел свой выходной день? Мой День рождения и т.п.)
  3. По заданному воспитателем плану.
  4. Рассказы по началу и окончанию событий, данных воспитателем. При составлении этих рассказов и рассказов по заданному    плану могут использоваться картины, иллюстрации, игрушки и другие наглядные материалы.
  5. Творческие рассказы по картинам известных художников и иллюстраторов детских произведений)
  6. Творческие рассказы из опыта детей. Например, работа в уголке природы, как организовать игру в «Магазин»? и т.д.занятие по речевому развитию

Для детей 6-7-летнего возраста

Вводим новые виды рассказов:

  1. По опорным словам. Воспитатель перечисляет слова (3-4 слова), которые дети должны использовать в своем рассказе.
  2. Придумывание загадок, небылиц.
  3. Составление письма.

Подробнее о составлении письма. Это коллективный рассказ детей о каких-либо событиях, происшедших с ними. Дети говорят, воспитатель записывает. Например, заболел Петя, конец ноября и начало декабря не посещает детский сад. Воспитатель предлагает написать ему письмо. Записывает всё, что говорят дети, а в конце написали пожелание: Петя, выздоравливай и выучи какое-нибудь стихотворение на Новый год. Придешь на праздник и расскажешь его Деду Морозу.

Здесь, как говорят, мы «убиваем двух зайцев»: учим детей коллективно работать, воспитываем заботу и внимание к сверстникам, желание подбодрить, оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ