Запрет и его последствия

Очень часто родители запугивают своих детей: «Будешь плакать, тетя (дядя милиционер, «бабай») тебя заберёт», «Не ходи в грязь, там страшный зверь» и т.п., список этот можно продолжать бесконечно. Подобного рода запреты являются, чаще всего, предостережением родителей  для отказа ребёнка от неправильного поведения.

Такие запреты эффективны в воспитании детей раннего возраста, так как они опережают события и kak-skazat-rebenku-net-2помогают избегать неприятности, совершения недопустимого поведения. Например: ребенок тянется к огню – мать отдергивает  его руку; малыш бежит и не замечает лужи – взрослый подхватывает его и переносит на сухое место; дитё пытается ударить взрослого по лицу – тот отводит руку ребенка в сторону и т.п. Очень важно свои действия комментировать высказываниями типа: «обожжешься, будет больно; испачкаешься, промочишь ноги, заболеешь…»  Лучше всего пользоваться словом «нельзя» и объяснять почему, можно выразить свое неудовольствие мимикой. Постепенно ребёнок научится понимать, какие поступки взрослый поощряет, какие – нет.  Речевые предупреждения нужно использовать с большой осторожностью. Приведенные примеры способствуют воспитанию у детей положительного поведения. А бывает и так: «… не ходи, здесь грязно;  положи – уронишь; не бери – разобьешь;  не трогай – сломаешь…» — результат таких предостережений разный: одни дети становятся  слишком  агрессивными,  другие – стеснительными, пугливыми, нерешительными. В этом случае у детей возникает повышенная тревожность, могут возникать страхи, а так же заниженная самооценка.

Думаю,  если вы прочтете статьи  «Капризы, упрямство – что это?», «Немного о воспитании культуры поведения детей в семье», то используете некоторые приемы в воспитании своих малышей.

genitori-figli1-157911Итак, всем понятно

Что словесные запреты должны быть направлены на предупреждение неверных поступков. Не допускайте двойственных словесных разъяснений типа: «Будем обедать: сначала надо помыть руки, а если руки не помоешь, можно заболеть». В чем здесь ошибка? Ребенок, в силу своей любознательности, обязательно когда-нибудь не помоет руки. Поэтому в таких ситуациях, что будет «а если…» лучше не говорить. Такого рода запреты должны быть лаконичны и однозначны: «нельзя есть, если не вымыты руки; необходимо чистить зубы, чтобы они не болели; следует тепло одеваться, когда на улице  холодно…». Не провоцируйте детей на опробование неверных способов действий.  Кроме того, требования, которые предъявляются к ребенку, должны выполнять все члены семьи без исключения. Если ребенок будет видеть, что кто-то из взрослых не моет руки перед едой и ему не делают замечаний, то когда-нибудь он то  же перестанет мыть руки, и вам будет очень трудно убедить его в обратном.

Очень часто родителями используется такой прием – испачкал пол, помой; испачкал одежду – стирай  её сам. Дети, как правило, с такой постановкой вопроса легко соглашаются с взрослым. Однако, если они заметят, что подобные требования адресуются только ему, а папе (маме, дедушке, бабушке) этого делать необязательно,  это вызывает у них протест. В один прекрасный день ребенок откажется выполнять ваши требования. Типична и такая картина: курящий папа (мама) запрещают курить сыну, мотивируя тем, что они родители и имеют право на подобный запрет. Конечно, все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, не повторяли наших ошибок.  В данном случае родители  явно  не понимают  того, что воспитывает не запрет, а вся жизнь, отношения между взрослыми и детьми,  поступки взрослых.

В своей практике воспитания детей

Часто родители используют запреты типа: лишение прогулок, встречу с друзьями, походы в кино, театр, цирк, зоопарк, лишение сладостей. Это не только примитивные меры воздействия, но ещё и опасные, так как при их применении допускается множество серьезных ошибок.  При подобных запретах положительный эффект будет лишь в том случае, если ребенок понял степень своей вины и воспринимает запрет, как справедливое  решение взрослого. Но даже в этой ситуации нельзя лишать ребенка ранее обещанного похода в кино, встречи друзей. Лучше придумать другой способ наказания за проступок.

Кроме того, нельзя лишать ребенка прогулок на свежем воздухе, еды, необходимой для полноценного 120712_11питания, даже сладостей. В педагогической литературе часто приводится пример, когда папа за малейшую провинность лишал сына всего. В результате к 7 годам, ребенок практически не ходил в кино, ему не читали сказок, не дарили игрушек, у него не было даже санок и мяча. Но он был послушным, вовремя и без капризов ложился спать, но не умел общаться, ни с взрослыми, ни с детьми. Налагая подобные запреты, подумайте, что вам важнее всего? Сегодняшнее послушание малыша, или радость его от полученных впечатлений, общений, открытий. А наказаний много и при разумном подходе можно найти способ воздействия на недопустимые  поступки и действия детей. А потом, кто сказал, что  действия, за которые вы наказываете малыша,  неправильные?

Надо разобраться – может, произошла просто ошибка? Каждый случай следует разбирать отдельно, выясняя причину необычного поведения, поступка, учитывать эмоциональное состояние ребенка, и только потом уже выбрать способ воздействия.

5d9bd784bfd234610bf8ba15e7ad6a4e_XLМудрые родители

Всегда творчески подходят к применению запретов, наказаний:

  • признают всегда право ребенка на ошибку, слабость;
  • иногда делают вид, что не заметили проступка, никак не выражают своих  чувств, не спешат давать какую-либо оценку необычному поведению, поступку;
  • рассказывают всевозможные невероятные истории, которые приключались с ними или с их знакомыми, и в процессе разговора осуждались поступки подобные тем, которые совершил их сын (дочь);
  • используют эффект неожиданности. Например, мама заметила, что Костины фантазии перерастают в ложь. Однажды, когда ребенок увлекся своим рассказом, она остановилась, склонилась к сыну и попросила его открыть рот, а затем спросила: «Когда твой язык перестанет обманывать?». Мальчик удивленно спросил: «А как ты догадалась?»  После этого случая, он был осторожнее в своих рассказах.

В конце концов, все приемы запретов воспитывают привычку к торможению совершения невозможных поступков. И необходимо постараться превратить свое воздействие на преодоление слабостей ребенка, его самовоспитание и привычку к самоконтролю.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ