Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста

Заучивание стихотворений, прежде всего, связано с особенностями памяти и запоминания. 

Произвольное и непроизвольное запоминание

В психологии памяти  существует два вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание (термин говорит сам за себя) происходит без особых усилий со стороны человека, в процессе совершенно другой деятельности.

Произвольное запоминание – интеллектуальная работа детей, которая помогает им в развитии эстетических чувств, укрепляет память, обогащает речь. Основные приёмы произвольного запоминания – припоминание текста и его повторения.  

произвольное запоминание у детей

Непроизвольное запоминание у детей

Непроизвольное запоминание у дошкольников, практически происходит  в ходе игр с использованием считалок, песенок  Колобка, Петуха в ходе многократного прослушивания от взрослых сказок об этих героев,  при рассказывании потешек, которые взрослые произносят  при проведении гигиенических процедур, используют в играх, труде, процессе наблюдений и  стихов, состоящих не более  чем из четырёх строк. Подобная работа с детьми не предполагает заучивания, дети просто слушают  и  невольно запоминают некоторые тексты. Взрослые же не ставят цели, чтобы дети что-то запомнили наизусть. Но это совсем не значит, что подобного запоминания не должно быть. Наоборот, необходимо как можно чаще обеспечивать детей  таким видам запоминания, так как это один из приёмов развития детской памяти, речи.

Условия непроизвольного запоминания: в пасмурную погоду с малышом позовите солнышко: «Солнышко- вёдрышко, выгляни в окошко!», при рассказывании сказки «Теремок» слова «Кто-кто в теремочке живет?…» повторяйте, выделяя их интонационно, и ваш малыш запомнит их совершенно не произвольно. То же самое пусть он повторяет за вами при рассказывании сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Зайкина  избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» песенки героев и многое другое.

непроизвольное запоминание у детей

Конечно, в настоящее время всё большую популярность приобретают сказки и мультфильмы типа: «Маша и Медведь» (современная сказка). Ничего плохого нет, если дети будут смотреть её и знать, что такие сказки есть, но как средство, способ или приём  развития непроизвольного запоминания они не годятся. Лучше использовать просмотр данных мультфильмов с целью развлечения детей либо отвлечения их от нежелательных проявлений в поведении.

Произвольное запоминание у детей

Переходя к теме произвольного запоминания, хочу сказать вам, что детей необходимо  учить запоминанию, именно учить, так как дети не умеют прилагать усилий для запоминания. Можно сказать, что произвольное запоминание у дошкольников – это внутренняя волевая  работа детей, которая помогает более быстрому запоминанию текстов, чем непроизвольное запоминание, а так же обогащает речь ребёнка, развивает эстетические чувства, чувства понимания поэзии, красоты и певучести слова, укрепляет память, воображение, способствует развитию мышления.

Детей дошкольного возраста специальному разучиванию текстов начинают обучать с раннего возраста, берут для этого несложные и нетрудные для запоминания стихи, начиная с потешек, небольших стихотворений А. Барто, Е. Александровой о зверятах, насекомых.

развитие произвольного запоминания

Различные «шутилки», считалки, четверостишие Я. Аким «Ёж», Ю. Щербаков «Пышки и мышки», В. Левин «Считалка», В. Орлов «Вежливый хвост» и  прочее. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо заучивание стихотворений к знаменательным и памятным датам — Нового года, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая, по временам года,  семейным праздникам, о птицах, животных и прочее.

Развитие произвольного запоминания

Для воспитателей дошкольных учреждений существует несколько видов программ и рекомендаций к ним по заучиванию стихотворений. Я же вам просто хочу  посоветовать приёмы  произвольного запоминания или попросту заучивания, которые наиболее приемлемы в семье:

  • Многократное повторение нужного текста.
  • Припоминание текста с рассматриванием картинок, зарисовками.

Пример. Готовясь к Новому году, родители Пети никак не могли заставить мальчика выучить стихотворение к празднику. После утренника в детском саду, когда убрали ёлку дома, мама предложила сыну нарисовать нарядную ёлку, затем они вместе нарисовали дерево «ель» в лесу, нарисовали отдельно зайчиков, птичек, волка.

приемы заучивания сихотворений

После зарисовок мама разложила картинки в том порядке, в котором  читается стихотворение Е.Трунёвой «Ёлка», и стали с Петей припоминать  стихотворение, которое ранее мальчик отказывался учить. Кроме того, мама красочно описала, как встречают Новый год зверята в лесу, искренне передавая свои чувства к празднованию Нового года лесных жителей. Искренность  мамы обрадовала и заинтересовала мальчика, и он с лёгкостью выучил стихотворение. В дальнейшем с заучиванием стихов у Пети не было проблем. Правда маме приходилось много для этого уделять времени и проявлять фантазии, чтобы расположить желание ребёнка к данной деятельности и заинтересовать в успехе.

Дополнительным  стимулом к заучиванию стихотворений может быть сюрприз, который нужно преподнести  родным и близким как в День рождения, так и в другие праздники типа: День матери, профессиональные праздники, чувство соревнования между детьми и взрослыми в заучивании стихотворений, конкурсы на лучшего чтеца и т.д.

занятие по развитию речи заучивание стихотворений

Занятия по развитию речи заучивание стихотворения

Предлагаю вашему вниманию памятку занятий с детьми по заучиванию стихотворений:

  • Почитать стихотворение и подумать, о чём и о ком в нём  говорится. Здесь уместно задавать детям вопросы по содержанию текста.
  • Перечитать каждое четверостишье стиха и понять их содержание.
  • Затем взрослый повторяет наизусть четверостишье, и проверяете вместе с ребёнком по книге правильность чтения.
  • Далее просите повторить малыша прочитать данный отрывок. Подсказывать можно полной строкой или, одним словом. Это будет зависеть от степени запоминания ребёнком секста.
  • После заучивания каждого четверостишья  читаете весь текст сами, а затем просите прочесть его ребёнка, помогая ему и вселяя уверенность, что всё хорошо получается.
  • Если вашему малышу трудно даётся запоминание текста стихотворения, то просто пусть перескажет его содержание своими словами, а затем можно повторять  строки вслед за взрослым. Взрослый же, кроме правильного проговаривания слов в тексте, должен следить за интонационной  выразительностью, как своей, так и детской.

Заучивание стихотворений цель

Занимаясь со своими детьми произвольным запоминанием, родители ставят следующие цели  развития детей:

  1. Активизировать творческое мышление детей.
  2. Развивать  произвольное запоминание и произвольную память, воображение.
  3.  Учить детей преодолевать робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией, выразительно читать текст.
  4. Формировать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность.
  5. Стимулировать творческую активность дошкольников.

Приёмы заучивания стихотворений

Заучивание стихотворений – основной способ развития произвольного запоминания у дошкольников. Приведу в качестве примера некоторые приемы произвольного запоминания:

  1. Подготовка ребёнка к слушанию текста стихотворения.  Взрослый ставит перед ребёнком цель: «заучить стихотворение ко Дню рождения бабушки». Если малыш не понимает, что от него хотят мама или папа, то поясните ему, что бабушке будет приятно, если он выучит и расскажет ей стихотворение.
  2. Взрослый читает (желательно наизусть)  стихотворение. По ходу чтения можно использовать рассматривание картинок к тексту, слайды на компьютере или планшете. Можно заранее посмотреть мультфильм, который близок по содержанию стихотворения.

заучивание стихотворений детей дошкольного возраста

  1. Обмен впечатлениями по содержанию стихотворения. Здесь уместны высказывания детей о том, как он понял содержание текста, вопросы взрослого к детям по тексту, зарисовка, лепка, связанные с содержанием услышанного.
  2. Обобщение представлений детей по смыслу художественного произведения при помощи беседы по теме стихотворения.
  3. Объяснение непонятных и новых для детей слов может быть по ходу текста. Такой приём  касается слов, которые можно объяснить коротко, например, слово «лубяная», т.е. «деревянная». Есть такие слова, которым требуется распространенное объяснение, которое лучше делать после первого прочтения текста. Просто, прочитав текст, спросите малыша: «Как ты понимаешь выражение…». Затем объясните, как следует понимать  это выражение.

Чтобы улучшить произвольное запоминание в дошкольном возрасте, следует учесть правила заучивания стихотворений  – соответствие содержания текстов возрасту детей, их интересам, наклонностям и способностям. Для лучшего восприятия текста, желательно, чтобы взрослый сам читал стихотворение наизусть и выразительно, это способствует более эффективному запоминанию текста ребёнком. Кроме того, следует обратить внимание на то, что лучше всего подбирать текст тех поэтов, которые пишут специально для детей. Взрослым следует учесть, что нельзя механически жестикулировать руками (ненужные взмахи рук, постукивание пальцами по столу, безотчётная рубка воздуха ребром ладони и т.п.) – всё это отягощает речь и отвлекает внимание детей от восприятия содержания текста

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ