Зимние прогулки в развитии речи

Задачи в развитии речи детей дошкольного возраста

Основные цели задачи развития речи детей дошкольного возраста — углублять знания и представления детей об окружающем мире, развивать у них понимания речи взрослых и  виды речевых суждений,  активизировать словарь детей.

задачи развития речи детей дошкольного возраста

Продолжая разговор о развитии речи детей, нельзя не коснуться темы: задачи развития речи детей раннего и ознакомления их с природой. Все мы понимаем, что любовь ко всему живому учит детей доброте, бережному и заботливому отношению ко всему живому, растительному миру и т.п.

Наблюдение за природой в развитии речи детей

Взрослые формируют умения у детей в установлении простейшей связи между предметами, воспитывают интерес к явлениям природы, расширяют ориентировку в окружающем, а так же знакомят с некоторым уходом за растениями, животными и птицами.

Простая прополка плодово-ягодных культур и растений летом, необходимые укрытия некоторых из них на зиму говорит о заботливом отношении к растениям. Заготовка корма для животных на зиму, ежедневный уход и кормление животных убеждают детей в том, что животных надо беречь и заботиться об их содержании и сохранении.

наблюдение за природой в развитие речи детей раннего возраста

Немаловажное значение в воспитании маленьких имеют наблюдения за животным и растительным миром, находящемся в ближайшем окружении. Например, наблюдения за сезонными изменениями деревьев в домашнем саду, птичками, которые прилетают в ваш сад, за состоянием погоды.

Если есть домашние животные, то познакомьте малыша с особенностями их  жизни зимой, вы расширите его активный и пассивный запас слов. Ваши малыши начнут произносить слова сено, хлев, кормушка, зерно, тепло, холодно и т.д.

Пример: Сева с взрослыми всегда ходил и смотрел, как накладывают сено в кормушки коровам и телятам,  сыплют зерно курам, убирают навоз от коров. В 4 года мальчик, совершенно серьезно и старательно, кормил кур самостоятельно, причем следил, чтобы им никто не мешал клевать зерно, зимой ходил и носил (работу делал по своим силам) сено теляткам и убирал от них замерзший навоз. Причем мальчик точно знал, что навоз надо убрать для того, чтобы телятам ничто не мешало спать на постели, чтобы они при ходьбе не сломали свои копытца.  

наблюдение за приодой в развитие речи детей

Зимние прогулки в развитии речи ребёнка

Как использовать наблюдения за природой в развитии речи дошкольника? Зимой целесообразно во время небольшого снегопада вывести ребенка во двор и ловить с ним снежинки, посмотреть, как они медленно падают на варежку, пальто, шапку. Я всегда своим детям предлагала ступать на свежевыпавший снег, а потом мы долго рассматривали свои следы. Ходили по всему участку и смотрели, есть ли еще какие следы. Как обычно следы собак и кошек бывали. Мы долго их сравнивали. Все наблюдения сопровождались словами: «Мамины следы большие, у Оли, маленькие, у мамы длинные, у Оли короче. У собаки следы круглые, у кошки то же круглые, но меньше, чем у собаки». Дома сравнивали на картинке следы зверей по величине и форме.

Когда выпадало много снега, лепили снежную бабу, делая ей, как обычно, нос — морковку, глаза — угольки или пуговицы, улыбающийся рот красили краской. Очень часто приходилось вывозить слежавшийся снег от веранды на место, отведенное для гряд. Делали снег кубиками, вывозили и складывали стеной, получалась крепость. Закрепляли на стене флаг, у нас получался сюжет для игры. Дети по нескольку раз за зиму возвращались к построенной крепости и играли. Пусть игры были не замысловатыми, но они каждый раз придумывали что-то новое: смотришь, у них появится сделанный из снега стул для отдыха, лежак, соорудят горку и т.п. В активной речи у них появились слова «крепость, защита, флаг». Причем после объяснения слова «флаг» они поняли, что это символ страны.

зимние прогулки в развитие речи

Не менее интересны наблюдения за зимующими птицами. У нас традиция — делать кормушки для птиц. Все очень просто, но птички оживляют участок. На деревья подвешиваем свежее свиное сало для синичек. Размещая на участке кормушки, невольно обращаем внимание на то, что деревья стоят «голые», без листьев, они спят, набираются сил для дальнейшего роста. Деревья «голые», а дети надевают теплое пальто, сапоги, варежки, так как на улице холодно, чтобы не замерзнуть. Следует побуждать детей называть свои вещи словами: шапка, варежки, сапожки, валенки и т.д. Если слова «крепость и флаг» остаются в пассивном запасе, то предметы одежды должны активно употребляться в детской речи, так же, как и слова «дерево, кустик, снег, следы, птички» и другие.

Если есть птицы на участке, то  во время кормления  понаблюдайте, как они прыгают, рассмотрите следы, оставленные ими на снегу. Побуждайте малышей к проговариванию слов «прыгают, летят, сидят, клюют», обратите внимание, что есть большие птицы и маленькие, послушайте, как они кричат. Когда к ним неожиданно подходишь, они пугаются и быстро улетают, а иногда садятся на ветках деревьев и выжидают чего-то. Опять есть тема для разговора. Научите детишек узнавать голубя, ворону, воробья. Хороши на таких прогулках игры, типа: «Птицы машут крыльями». Эту игру можно по-разному провести. Например, птицы испугались и полетели «быстро, быстро», или птички осторожно медленно подлетают к корму. Игра «Воробушки и автомобиль» заставит детей быстро реагировать на сигнал.

Такими незамысловатыми наблюдениями, видами труда, играми вполне можно решить задачи развития речи детей раннего и дошкольного возраста, совершенствуя их умения поддерживать беседу, составить небольшой рассказ о своих увлечениях, наблюдениях и т.п.

Развитие речи в разнообразной деятельности — дома все наблюдения закрепите чтением книг, стихов, рассматриванием картинок и картин о природе. Все это вызывает у ребят живой интерес к природе и в целом к окружающей его жизни, включает их эмоциональную отзывчивость, способствует бережному отношению ко всему окружающему, в том числе растениям и животным. Конечно же, пополняется активный и пассивный запас слов.

наблюдение за прирдой в развитие речи дошкольника

Кроме наблюдений необходимо побуждать детей к описанию природных явлений, деревьев, животных, птиц. Обращайте детское внимание на отличительные стороны предметов, их сходство.  Например: дерево — высокое, кустик — низкий, (это различие) И у дерева, и кустика нет листьев зимой (это сходство) и т. п. Дома давайте детям карандаши, краски, бумагу, пусть они рисуют, как падает снег, следы на снегу. Лучше подойдут, конечно, краски, вместо кисточки можно рисовать ушными ватными палочками. Пусть рисуют пальчиками, просто следите, чтоб сразу же мыли руки.

Конечно, невозможно предугадать, какие явления природы привлекут внимание ребенка, но, несомненно, прогулки, наблюдения различного характера, воскресные прогулки и походы увеличивают интерес детей к явлениям природы, её изменениям. Каждая встреча с природой всегда способствует развитию речи, возбуждает фантазию, развивает игровой замысел, вызывает желание выразить свои впечатления на бумаге. Предоставьте своим любимым детям такую возможность.  

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ