Значение игры в подготовке детей к школе

В игре у детей складываются основные формы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, а так же осуществляется переход к новой, более сложной деятельности — учению.

Игра и подготовка детей к школе

Среди родителей часто бытует мнение, что игры стали не интересными для старших дошкольников, игра изжила себя. учим детей считать И с каждым годом становится все больше родителей, которые чуть ли не с пяти лет начинают учить детей читать, считать, но не играть. «Мой сын уже большой, а все ещё играет, ведь скоро в школу. Я его учу буквам, читать, а он играет!» — недоумевает мама Пети. А ребёнку от роду пять лет. Маме Пети просто необходимо знать, что главное — это психологическая готовность к школе, и очень хорошо, что её сын играет, так как через игру он усваивает определенные правила поведения, учится подчиняться правилам игры и согласовывать свои действия с другими играющими. И, что самое главное, малыш научится выполнять задачу, поставленную перед ним условиями игры.

Например, играют двое мальчиков, соревнуясь, чья машина вперед доедет до стены. Они сами поставили задачу и выполняют её. Взрослый предлагает им пройти «лабиринт» и поставить машины — каждую в свой гараж. Цвет гаража соответствует цвету машины. Взрослый детям определяет маршрут, который похож на лабиринт. Вместе они обсуждают условия игры и правила поведения на «дороге». Задание может быть выполнено только, если участники между собой договорятся и согласуют свои действия. задача в игре В данной игре воспитывается выдержка, так как детям, сначала следует договориться по какому маршруту они поедут, согласовать свои действия и только потом взять машину и отправиться в путешествие. Причем при встрече на трассе, уступать дорогу в соответствии с правилами движения. Задача для старших дошкольников вполне выполнима, а игра находится на таком уровне, который соответствует подготовке решения школьных заданий.

Роль игры в подготовке детей к школе

Как научить ребенка играть в игру с правилами? Если ваш ребенок не умеет играть по правилам, то вы, прежде всего, должны стать его партнером и демонстрировать свои способы выполнения заданного правила игры и согласовывать свои действия наравне с малышом при решении общей задачи. Хороши в данном случае игры в шашки. Научите ребенка играть по правилам, сами выполняйте эти правила. На первых порах пусть он выигрывает, но не увлекайтесь. Дайте возможность ему проиграть и отыграться, чтобы у вашего сына или дочери не пропал интерес к игре. Так же занимательны и интересны игры типа «Лото», «Домино» и т.п.

Игра, как средство подготовки детей к школе

Иногда родители спрашивают:»А как быть, если ребенок не хочет играть и возиться с кубиками? Он хочет учиться читать, считать. Мы его ничем таким не заставляем заниматься?» Тут важно помнить и знать, что ребенок охотнее всего делает не то, что ему говорят, а то, к чему взрослые серьёзно и заинтересованно относятся, о чем постоянно говорят и беспокоятся. Вы проявляете неподдельный интерес к тому, как будет учиться малыш в школе, говорите о том, что он должен уметь читать, считать — вот он и хочет читать и считать.

Проявите интерес к рисункам малыша, и он будет рисовать. Начните с ним играть увлеченно, с интересом, и он будет играть. И вы увидите, как ваш малыш хочет играть, и убедитесь — умеет он играть или нет. Если ребенок не умеет играть, то, прежде всего это скажется на его готовности к школьному обучению.

Однажды мама Люды предложила им с подружкой измерить длину палочек, одна из которых была короче другой. Причем палочки она положила так, что короткая выступала краем вперед. Девочки прекрасно знали, как измеряется длина, но обе указали на короткую палочку и сказали, что она длинная. Пример этот говорит о том, что у детей ещё очень слабо развито произвольное внимание, память, слаба сосредоточенность на задание. А ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ является основным условием для формирования учебной деятельности. Если бы у девочек было хорошо развито произвольное внимание, то они бы хорошо рассмотрели палочки, а потом дали ответ. А они ответили так, как увидели с первого взгляда. То же самое происходит с произвольной памятью. Школьникам необходимо запоминать не то, что бросается в глаза, а что необходимо для выполнения задания. В игре можно и важно научить детей не только подчиняться её правилам, но и действовать в соответствии с нормами поведения. вниманиеВ игре ребенок имеет возможность проявить свою собственную инициативу. Например, в детском саду детей 6-летнего возраста разделили на две подгруппы: одной дали задание привезти «строительные балки» для постройки магазина. Им не сказали, как это необходимо делать, они должны решить сами. Другой группе детей предложили перенести по одной балке со склада к строящейся школе. Первая группа детей быстрее справилась с заданием, и работали ребята слаженно, они распределились так, что все были заняты: кто-то переносил балки, кто-то перевозил их на машине и т.п. Вторая группа детей немного поработала и по одному разбрелась по групповой комнате в поисках новых дел. Некоторые из них переносили несколько балок за один раз, т.е. нарушали задание взрослого, а когда взрослый заходил в группу, они делали всё правильно. Таким образом, можно сделать вывод, что в игре дети учатся владеть своим поведением и деятельностью даже тогда, когда взрослые это не контролируют. А просто задание ( в данном случае принести балки по одной) им ещё очень трудно выполнять, так как это не интересно. Кроме того, у ребят развивается произвольность в общении со взрослыми и сверстниками. Со сверстниками он договаривается, иногда выражает свою просьбу, а во взрослом он видит не только участника игры, но и человека, который дает ему конкретные задания и спрашивает его выполнение. Именно такие отношения (ученик — учитель) существуют на уроке. Изменения этих отношений то же является необходимым условием подготовки детей к школе.

Дома вы можете выстроить подобные отношения при организации и проведении игр и игровых упражнений, развивающих произвольную память, внимание, запоминание и прочее:

  • Раскрась бабочку — даете малышу картинку с силуэтом или силуэт бабочки и 10 цветов красок. Пусть он раскрашивает. По окончании работы пусть обоснует использование выбранных им цветов для раскрашивания;
  • Запомни расположение картинок — дайте задание: запомнить расположение 4-6 картинок. Ребенок отвернется, а взрослый поменяет местами 2 картинки (можно убрать картинку);
  • Предложите сыну или дочери нарисовать 10 квадратиков. Затем дайте задание:»Задание говорю один раз, слушай внимательно: закрась третий и седьмой квадратик красной краской». Если ребенок начнет переспрашивать, скажите ему — пусть делает так, как понял. Упражнение повторяется несколько раз, затем к нему можно вернуться вновь, как и к другим играм и упражнениям;развитие памяти
  • Запомни узор — берете однотонный квадрат или прямоугольник и много мелких разноцветных геометрических форм. Выложите на большой форме узор (на первых порах не более 4-5 штук маленьких форм), пусть ребенок запомнит. Узор закройте чем-нибудь, а на другом листе малыш должен его воспроизвести. Затем сравните. Усложняется задание — прибавляется количество форм, исполнение задания можно сделать путем рисования, наклеивания фигур и т.п.
  • Измени слово -дать детям слова сначала из трех, затем из четырех букв и попросить изменить слова, заменив одну букву в нем. (кит — к_т, дым — д_м, село — с_ло и т.п.) сначала можно использовать картинки, а потом — пусть думают сами;
  • Интересны сбор пазлов, рассматривание готовых картинок по типу: «Найди отличие», лабиринтов с заданиями в виде «Помоги котенку найти выход» и прочее.

Подобные игры можно проводить с одним ребенком и с несколькими детьми. Например, когда к вашему ребенку пришли в гости друзья. Поиграйте с ними. Пусть ваш ребенок увидит, как он работает на фоне других детей. Почему у одного ребенка результат получается лучше, а у другого похуже и т.д. В таком случае у детей появляется коллективный опыт выполнения задания — слушать ответ товарища, анализировать и оценивать его работу, т.е. дети начинают понимать ситуацию в целом, а не только, когда обращаются к нему. Подобная ситуация похожа на ситуацию на уроке в классе. Эта позиция для ребенка очень существенная, так как он начинает понимать ситуацию на уроке: не только он один делает задание, то же самое делают и другие дети. Подобное общение помогает усваивать способ решения многих задач, поставленных перед детьми, уметь думать, анализировать, сравнивать свою работу с другими и делать необходимые выводы.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ