Значение игры в жизни ребёнка

игра в жизни ребенка школьного возрастаВ своих статьях я не раз обращала внимание на то, что игра является основным видом деятельности дошкольников, но не исчезает совсем и не перестаёт быть важной в жизни младших школьников.

Игра в жизни Вашего ребенка

В частности, указывалось, что игры оказывают большую помощь в учении, в развитии наблюдательности, памяти, внимания. Но как взрослые относятся к играм школьников? Вспомните – дошкольник в игре побыл и мамой, и папой, врачом, учителем, машинистом, космонавтом и прочее. А как только стал школьником и занялся игрой, то часто слышит упрёки взрослых: «Не балуйся, а учи уроки…» или: «Всё ёщё в куклы! Ты уже большая!», а девочке от роду девятый год. Некоторые родители вполне серьёзно спрашивают: «А что игра для школьников действительно серьёзное занятие?».

Да. Пока ваш ребёнок играет, значит, игра для него – серьёзное дело. Давайте посмотрим на игру с точки зрения занятости детей: в труде ребёнок что-то создаёт и, как правило, делает это по заданию взрослого, в учении он что-то узнаёт, делает для себя новые открытия, а играет каждый ребёнок по-своему. В игре выражается потребность малышей в деятельности. Даже, когда дети  создают из песка и снега постройки и разрушают их в конце игры как что-то ненужное, они приобретают важные качества личности: умение занять себя, при этом развивается внимание, самостоятельность, приобретаются навыки общения со сверстниками, умения подчиняться правилам игры и заранее договариваться об этих правилах и прочее.

Игра в жизни младших школьников

Например, помню себя ученицей начальных классов — наша учительница Любовь Григорьевна на большой перемене организовывала с нами подвижные игры, в которых надо было проявлять смекалку, находчивость, выдержку, активность, ловкость и т.п. («Третий лишний»; «Вышибалы»; «Ручеёк»; «Гуси-гуси», «Охотники и утки»; игры с прыжками и лазанием типа «Допрыгни до…», «Дотянись до…» и т.п.), а в третьем  и четвёртом классах, нам была предложена игра в «театр», где мы разучивали роли из сказок, небольших пьес и обыгрывали их. Сначала это были небольшие сказки, а затем перешли к  миниатюрам из жизни, в которых требовалось творчество и мастерство исполнения. В классе объявлялся конкурс на лучшее исполнение роли, и победитель выступал на школьном празднике. Именно в игре в «Театр» накапливался опыт переживаний, которых мы не испытывали дома, в школе и т.д., сглаживались наши капризы, заносчивость, обидчивость. Кроме того, Любовь Григорьевна через эту игру дала возможность нашим родителям увидеть своих детей, как бы, со стороны. Уже со временем стало понятно, что для родителей это  тоже была школа переживаний, умений подчиниться воле коллектива, так как членами игра в жизни ребенка младшего школьного возрастаотборочного жюри выступали именно родители, сама Любовь Григорьевна и независимые и незаинтересованные люди в лице директора или завуча и учителей параллельных классов. Надо сказать, что во многих сценках с нами наравне играла и учительница, и для нас было интересно тем, что она выступала не в роли учительницы, а наравне с нами – в роли «артистки». Точно так же в роли игрока  Любовь Григорьевна была с нами в играх шахматы, шашки, домино, лото, при разборе различных головоломок, в которые мы играли очень часто и любили их.

Справедливо сказать: то обстоятельство, когда взрослый принимает  в игре на себя роль участника и подчиняется общим правилам игры, привлекает ребят, заставляет их поддерживать партнёрские отношения.

Роль игры в жизни школьника

Именно от своей учительницы мы  узнали такие игры, как древнюю игру «Горелки», которая давно забыта. Помните: «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло…», выигрывает самый ловкий, результат очевиден.

«Лапта», цель данной игры: ударить битой по мячу так, чтобы мяч улетел как можно дальше, а за это время член команды должен добежать до определённой метки и вернуться обратно. Игроки команды-соперницы должны поймать мяч и послать в противника, попав в его игроков. Присуждаются очки по попаданию мяча в игроков команды-противника, выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков. Игры типа лапты существуют и в других странах. Игра развивает ловкость, силу и умение считаться с коллективом.

Все подвижные игры развивают у детей ловкость, находчивость, выдержку, внимание, активность, а командные игры – ответственность, умение слаженно действовать в соответствии с правилами игры и т.п. В сюжетных играх, играх-драмматизациях  ребята считают себя полноправными гражданами, участниками настоящей, большой жизни. Эти игры способствуют выявлению творческих начал, проявлению организованности. В играх с правилами развивается воля детей, так как, подчиняясь правилам, им приходится действовать наперекор тому, как хотелось бы. А настольные игры: различные мозаики, морской бой, головоломки и т.п. требуют много сосредоточенности, целенаправленных действий и умений сопоставлять результаты.

игра в жизни детейЕщё хочу подчеркнуть, что все взрослые были детьми и, конечно же, играли. Одни игры были похожи на те, в которые играют современные дети, некоторые сильно изменились, а есть и такие, которые совсем забыты. Например, сейчас дети не водят хороводы, ну, разве что на праздничных утренниках в детском саду. Да традиционный хоровод вокруг ёлки в Новый год. Совсем забыта игра в бабки, которая известна была ещё в древней Греции. А зря, она развивает глазомер, меткость, ловкость и силу рук и, в конце  концов, она продолжает наши традиции. Можно организовывать её в настоящее время хотя бы в христианские праздники, где вспоминаются народные приметы и обычаи. Интересны такие исчезнувшие игры, как «Городки», «Чижик», «День и ночь», «В камешки», «Пустое место», «Горелки», «Лапта»  и прочее.

Есть у биологов «Красная книга», куда с болью заносят исчезнувших животных и растений. Красная книга игр пополняется на наших глазах. Что-то подобное происходило с фольклором, но по всей стране сейчас создаются фольклорные ансамбли, где разучиваются забытые песни, пляски, хороводы. Было бы замечательно, если педагоги дошкольных учреждений, школ окунулись в древний мир игры и, сочетая их с современностью, разнообразили бы жизнь своих подопечных. Родители тоже могут сделать  многое, если  вспомнят свои игры и своих родителей, познакомят и  научат  малышей им. Просто необходимо помнить, что, сочетая все типы и виды игр (познавательные, творческие, народные), взрослые делают жизнь детей не только интереснее, но и обогащают их знания об истории своего народа.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ