Знакомство дошкольников с комнатными растениями

Знакомство детей с растениями

Из всего многообразия мира природы детям наиболее доступны для непосредственного наблюдения растения, расположенные на приусадебном участке или в непосредственной близости от дома, и комнатные. В процессе знакомства дошкольников с растениями  воспитывается не только любовь и понимание природы, но и обогащаются знания об окружающем мире, труде взрослых по сохранности природных богатств, происходит знакомство с новыми профессиями (лесничий, цветовод, рабочий парка и прочее), появляется желание выращивать растения и ухаживать за ними.

ознакомление дошкольников с растениями

Взрослые же могут открыть своим детям многообразие и красоту окружающего мира и конкретных растений, знакомить своих малышей со свойствами и качеством растений, формировать элементарные понятия о растительном мире. Более того, усвоению знаний детьми способствует эмоциональное отношение взрослого к тому, о чём он рассказывает.

Комнатные растения присутствуют, практически, в каждом доме, но дети мало, что знают о них, так как чаще всего в разговорах они слышат общее название – «цветы». В статье «Работа с комнатными растениями» я писала о привлечении детей по уходу за растениями, имеющимися в вашем доме.  Сейчас хотелось бы поговорить о знакомстве ребят с комнатными растениями.

Знакомство детей с комнатными растениями цель

Проводя работу по знакомству, уточнению знаний о растениях, окружающих ребёнка, взрослые расширяют представления детей о растительном мире, учат узнавать растения по внешнему признаку, углубляют представления о разнообразности растений и их свойств, формируют понятия о зависимости растений от воды, воздуха, ухода за ними. В то же время у детей воспитывается привычка заботиться о растениях, расширяются знания и представления о них, развивается любознательность, наблюдательность и трудолюбие. А умение трудиться развивает такие качества, как активность, самостоятельность, привычку к чистоте и порядку и т.п.

Нельзя нацеливать детей только на знакомство и уход за растениями, следует обращать внимание на изменения в жизни растения (появление бутонов, цветов, новых отростков и т.п.), поощрять детей, когда они сами заметили эти изменения. С целью развития внимательности и усидчивости, старшим дошкольникам можно предлагать делать зарисовки комнатных растений, как с натуры, так и по памяти. Если ребёнок увлечён подобным рисованием, следует обращать внимание  на правильность изображения листьев,  стеблей, соцветий и прочее.

Беседа с детьми о комнатных растениях

Ознакомление дошкольников с растениями можно осуществлять, отводя специальное для этого время или в процессе ухода за ними. Беседа с детьми  о растениях начинается со знакомства  названия их. Если ребёнок не может быстро запомнить название, не торопите его, просто расскажите и покажите, чем это растение отличается от других, имеющихся у вас растений (формой листьев, их окраской, расположением стеблей и т.п.). Следующий этап ознакомления дошкольников с комнатными растениями — знакомство с частями растений (стебель, листья). Научите  малышей описывать форму листьев (круглые, овальные, как огурчик, окраску их (зелёные, пёстрые, с красным оттенком и прочее), величину (большие и маленькие), поверхность (гладкая, шероховатая, ворсистая и т.п.). 

знакомство детей с комнатными растеними

В процессе бесед с дошкольниками о растениях необходимо привить им умения рассказывать о цветах выбранного вами растения, обращая внимание на их окраску, количество цветков на цветоножке.  Обязательно в процессе ознакомления детей  с комнатными растениями следует показать, что они отличаются дуг от друга и в чем заключается это отличие. Сначала обращается внимание на самые заметные отличительные признаки некоторых растений.

Чтобы дети лучше усвоили знания о растениях, проводите с ними игры типа:

  • «Найди, о чём я расскажу» — вы описываете растение, а ребёнок угадывает. Если он не может вспомнить название растения, пусть просто покажет его, а вы сами уточните название. Далее эта игра усложняется – взрослый просит ребёнка описать растение, а он будет говорить название его и покажет ребёнку. Таким способом вы поможете своему малышу запомнить название нужного растения. Следующий этап игры – взрослый говорит название, а ребёнок должен найти нужное растение среди других, имеющихся в доме. Иры с заданием «найди растение по названию» труднее, чем нахождение растений по описанию, поэтому их нужно проводить после того, как дети всё узнают о растении и запомнят его название.
  • Интересна группа игр «Найди такой же», в которых дети должны отыскивать растения, похожие друг на друга, с некоторыми небольшими отличиями (например, по цветовому признаку: ведь пеларгония (герань) может цвести красными, белыми, различными оттенками розового  цвета).

беседа с детьми о комнатных растениях

  • «Чего не стало?» — взрослый прячет хорошо знакомое растение, а  ребёнок должен понять и отгадать, какого растения не стало в комнате.
  • «Такой листок лети ко мне» — вы даёте своему малышу листья знакомых растений, описываете растение, ваш сын или дочь должны принести вам нужный листик.
  • «Найди листок» — вы говорите название цветка, а ребёнок отыскивает нужный листик.
  • «Найди пару» — описываете растение, ребёнок находит его. А затем  ищет такое же растение и похожее на него.
  • «Загадай, я отгадаю» — ребёнок даёт описание растения, а взрослый находит и называет его или просто говорит название растения.
  • «Беги к тому растению, которое я назову» — взрослый называет растение, а ребёнок должен добежать или дойти до него, повторив в последствие название растения.  

Беседуйте со своими детьми о растениях, животных, следите за происходящими изменениями в их жизни, так как любое общение с природой делает человека добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. А в воспитании детей это особенно важно.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ