Звуковая культура речи детей дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей

Когда мы говорим о развитии звуковой культуры речи, то, естественно, подразумеваем, что речь наших малышей должна быть чёткой,  ясной и понятной окружающим. Это означает, что наши малыши должны правильно произносить каждый звук, умело пользоваться голосовым аппаратом, слышать и определять отдельные звуки в словах, различать их на слух.

развитие звуковой культуры речи

Кроме того, при умелом подборе материала и игр на воспитание звуковой культуры речи у дошкольников  расширяется кругозор, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире, явлениях общественной жизни. Это означает лишь одно – формирование звуковой культуры речи у дошкольников способствует их умственному развитию.

Даже в раннем детстве (от 1 года до 2 лет) дети начинают получать знания об окружающем их мире при помощи произношения небольших звукосочетаний. Например, ваш малыш начал гукать, и в его звуках слышится «гу-гу-гу»,  скажите ему, собираясь на прогулку: «Гу-гу-гу», — идём гулять. При нескольких повторах ваши сынуля или доченька сами начнут произносить эти звуки при сборе на прогулку. Произносите звукосочетание  «ля-ля-ля», покажите куклу и скажите: «Ля-ля». В дальнейшем малыш будет употреблять слово «Ляля», увидев куклу, далее по отношению к другому малышу или к себе.  То же самое происходит, когда знакомим детей  с понятиями, как мяукает кошка, лает собака, пищит мышка, гудит автомобиль и прочее.

Произношение звуков детьми дошкольного возраста

С детьми  от 3 до 5 лет при закреплении в произношении отдельных звуков, узнаются некоторые явления, происходящие:

  • В природе – шелест листьев (ш-ш-ш), как жужжит жук(ж-ж-ж-), пчела (з-з-з-) и т.п.
  • При закреплении звуков «л» и «ль» можно подбирать картинки с домашними и дикими животными (волк, лиса, лось). Дать понятия о том, что все эти звери живут в лесу, самостоятельно добывают себе пищу. Если же речь идёт о домашних животных, то у детей обогащаются знания о пользе их в жизни человека, который много трудится, заботясь о них.
  • Подобными способами знакомим детей с трудом взрослых, профессиями, растениями, птицами и прочее.

Проводя работу по правильному произношению звуков, взрослые используют различные приёмы для концентрации внимания детей. Так, показывая картинки животных, растений и добиваясь правильного произношения звуков, можно загадывать малышам  загадки типа: «Кто в лесу зимой холодной, ходит злой, голодный?» (волк), «Сидит дед в шубу одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает?» (лук).

воспитание звуковой культуры речи

Самый распространённый прием для концентрации детского внимания – вопрос, обращенный непосредственно к ребёнку и требующий ответа. Допустим, вы показываете детям 2 картинки: на одной изображена норка, на другой берлога. Сразу же возникает вопрос: «Кто живет в норке, а кто в берлоге?» Ответ: мыШка, миШка. Вы закрепляете правильное произношение звука «ш». Продолжите работу другими вопросами «Кого боится мышка?» (коШки), «Кто пришёл к Мишке, когда заблудился в лесу?» (Маша из сказки «Маша и Медведь»). Задавая подобные вопросы, взрослые, помимо формирования звуковой культуры речи дощкольников, активизируют их познавательную деятельность, заставляют работать  память.

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

Дидактическая игра занимает не последнее место в воспитании звуковой культуры речи. Так, вы хотите, чтобы ваш ребёнок тренировался в правильном произношении звука «С», предложите ему игру «Найди предмет», в которой  необходимо найти  предмет со звуком «С» среди мебели (стул, стол, кресло), посуды (кастрюля, сковорода, скороварка) и  другие.  Игры подобного типа практически не отнимают родителей от их непосредственных занятий, вы можете готовить обед, делать уборку и т.п., одновременно играя с ребёнком.

звуковая речь дошкольника

Игру типа «Кто в мешочке живёт?» (можно в домике, шкатулке и пр.), можно использовать на закрепление любого звука речи. Да к тому же, она позволяет определять предмет на ощупь по форме, величине, твёрдости, а вынув его, малыш уточнит  правильность ответа. В игре «Что растет на огороде?» дети не только тренируются в правильном произношении нужных звуков, но и у них закрепляются знания об овощах. Игру эту лучше проводить летом и осенью.

В случае, если есть проблемы с произношением более серьёзные, используйте «Сказку о весёлом язычке» М.Генинг, Н. Герман (1981 г.), где в занимательной форме рассказывается, что есть специальные органы речи, при помощи которых люди могут правильно произносить звуки речи. Выполняя упражнения для языка, зубов, губ, под руководством взрослых. Постепенно у детей устраняется дефект в речи. При более же серьёзных дефектах необходимо обращаться к специалисту.

Полезны упражнения на развитие голосового аппарата: умение говорить громко, тихо, медленно, быстро. Подобные упражнения  применяются  для преодоления вялости, малоподвижности мышц языка, губ, нижней челюсти. С этой целью полезно произношение чистоговорок и скороговорок типа: «Мама Милу в ванне мыла», «Ткачи ткали ткани на платье Тане» и прочее.

формирование звуковой культуры речи

Кроме своего основного назначения — воспитание звуковой культуры речи – они несут полезную информацию детям о профессиях (ткачи), растениях («У елки иголки колки»), животных («Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»),  что, несомненно, оставит след в умственном развитии дошкольников и обогатит их знания. Следует помнить, что  прежде, чем дать для произношения чисто-скороговорку, взрослому следует уточнить понимание отдельных слов, которые ваш ребёнок может не знать ещё. Например, прежде, чем предлагать малышу произносить скороговорку «Задрожали Зайки, увидев волка на лужайке», уточните значение слова «лужайка».

Не менее полезны для  звуковой  речи дошкольника заучивание считалок, которые  тоже расширяют и уточняют некоторые представления детей об окружающем.

Задачи развития звуковой культуры речи

Все упражнения, игры, используемые вами для формирования  звуковой культуры речи детей,  направлены на закрепление правильного, отчётливого произношения всех звуков родного языка, развития фонематического слуха, определения  места звука в слове, умения отрабатывать интонационную выразительность речи. Кроме того, при реализации задач звуковой культуры речи происходит  расширение знаний и представлений детей об окружающем их мире, развитие познавательной деятельности, мышления, памяти, воображения. Ребята учатся  различать, сопоставлять отдельные факты, видеть реальные связи между предметами и явлениями.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ